АПК РФ на фоне COVID-19 корректирует инвестпланы, сохраняя стратегические проекты

АПК РФ на фоне COVID-19 корректирует инвестпланы, сохраняя стратегические проекты

Последствия распространения COVID-19 не помешали агропромышленному комплексу РФ сохранить инвестиционную привлекательность, хотя от ряда проектов пришлось отказаться или скорректировать сроки их введения.

Новым испытанием для отрасли стало и изменение потребительского спроса, что привело к необходимости менять ассортимент и упаковку продукции, а также использовать новые каналы ее продаж, что потребовало дополнительных вложений.

В целом, как показал проведенный "Интерфаксом" опрос специалистов, отрасль при мощной господдержке выдержала "испытание коронавирусом" и подстраивается под новые реалии, не меняя основного курса.

"КОВИДНЫЕ" КОРРЕКТИРОВКИ

Необходимость корректировки планов в связи с распространением коронавируса коснулась многих предприятий и агрохолдингов.

Как сообщили в пресс-службе группы "Черкизово" (один из ведущих производителей мясной продукции в РФ), компания не вносила значимых изменений в CAPEX на текущий год. На время пандемии на пару месяцев приостанавливалось финансирование только локальных небольших проектов.

"Все стратегические проекты шли по плану", - подчеркнули в пресс-службе.

Кардинальных изменений в капзатратах на этот год не было и у агрохолдинга "Юбилейный" (Тюменская область"), который является одним из крупнейших производителей свинины в регионе.

"Но корректировки все же были. Мы столкнулись с необходимостью смещения сроков: планируемый на май запуск объектов фактически состоится в октябре-ноябре", - сообщили в холдинге.

В первую очередь, речь идет об объектах завода по глубокой переработке пшеницы АО "АминоСиб". В частности, проектом по совершенствованию канализационно-очистных сооружений занимались партнеры из Москвы, цехом по производству лизина - специалисты из Китая. "Ограничения на передвижение внутри РФ и закрытие границ замедлили освоения средств на капитальные затраты",- сказали в компании.

Сместились сроки и по реализации проектов в производстве мясной продукции. "Приобрести комплект импортного оборудования для выпуска купат мы успели до пандемии, а чтобы наладить и запустить его, пришлось ждать смягчения карантинных мер", - посетовали в "Юбилейном".

Виноградари Крыма столкнулись с нарушениями графиков поставок оборудования, техники, посадочного материала, сообщила замминистра сельского хозяйства республики Маргарита Екимова.

"Наши производители значительно зависят от зарубежных поставщиков. В частности, потребность в саженцах винограда при ежегодном плане закладки виноградников в 800 га составляет порядка 3 млн штук в год. Дефицит саженцев на 90% покрывается за счет импорта из виноградных питомников Франции, Сербии и других стран", - сказала она.

По словам замминистра, негативное влияние на инвестиционную активность в отрасли оказали повышение стоимости запасных частей, комплектующих, материалов, оборудования, несоблюдение графиков платежей.

Ряду компаний из-за пандемии пришлось более существенно перекроить свои планы.

"Мы отложили строительство дойного цеха и совместное обучение наших и китайских специалистов в Китае в институте молочного животноводства", - сообщил заместитель генерального директора ООО "ЕвроАзия групп" (Хабаровский край) Денис Койков.

По его словам, пандемия "остро затронула" молочное производство группы - в частности, компанию "Хорская буренка". "Мы зафиксировали снижение покупательского спроса на 30% именно в период начала самоизоляции. Люди не покупали продукцию, которая быстро портится, запасаясь товарами длительного хранения, - сказал он. - А продукция "Хорской буренки" - это молоко, которое хранится всего три дня. Тем не менее, мы не повысили цены и держим их до сих пор".

По его словам, в настоящее время интерес к продукции предприятия "постепенно приходит в норму". "Мы планируем продолжить инвестирование проекта только после того, как будут урегулированы моменты, связанные с отменой приватизации предприятия, и налажен диалог с правительством Хабаровского края и профильным министерством. Нам бы хотелось расширить поголовье молочного стада. Есть интерес к строительству линии для производства и упаковки творожных масс на основе молока с наших ферм", - сказал Койков.

Как сообщалось, в настоящее время в крае идет судебное разбирательство, в ходе которого управление ФАС России по Хабаровскому краю пытается признать недействительной продажу регионом АО "Хорское" (переименовано в "Хорскую буренку"). Китайский инвестор вложил в развитие животноводства и погашение накопленных долгов приобретенного хозяйства 697 млн рублей. В связи с этим сообщалось о том, что проектная деятельность на предприятии свернута.

Группа "Продо" (один из крупнейших российских производителей продукции из мяса птицы, колбасных изделий, полуфабрикатов, мясных деликатесов и молочных продуктов, продукция реализуется в 65 регионах) из-за изменения конъюнктуры продовольственного рынка на фоне пандемии приняла решение сконцентрироваться на инвестициях в проекты, находящиеся на стадии реализации, а также на проектах модернизации некоторых предприятий.

"Новые долгосрочные проекты в нынешних обстоятельствах разумнее отложить до стабилизации ситуации, - заявили в пресс-службе группы. - При выборе инвестиционной стратегии в каждом конкретном случае анализируется рыночная конъюнктура, необходимость модернизации производства и потребность в увеличении объемов выпуска продукции".

Случаи "значительной корректировки инвесторами планов на фоне сложившейся ситуации" отмечены и в Ростовской области.

Как заявил министр сельского хозяйства и продовольствия региона Константин Рачаловский, проекты, которые должны были стартовать в текущем году, частично "остались на бумаге". "Проблема привлечения финансирования всегда стояла остро, а сейчас добавился и "коммуникативный" эффект, - сказал он. - Жалобы на многократно удлинившиеся сроки согласований различных разрешительных документов, равно как и прохождения экспертиз различного уровня, рассмотрения заявок в финансовом и банковском секторах, звучат со всех сторон".

По его словам, особенно сложно проектам, в которых используются иностранные технологии или оборудование, прежде всего, тепличным комплексам, перерабатывающим предприятиям.

Всего на сопровождении министерства сельского хозяйства и продовольствия области находится 22 инвестпроекта с объемом инвестиций в 77,2 млрд рублей.

В министерстве сельского хозяйства и торговли Красноярского края подтвердили, что с наибольшими сложностями столкнулись компании, которые используют импортную технику, племенной материал, стройматериалы. Основная проблема - задержка поставок.

В целом же пандемия существенно не отразилась на инвестиционном процессе в АПК края, большинство проектов реализуется по графику, подчеркнули в ведомстве, добавив, что "снижение инвестиций по итогам года не планируется".

В АПК края реализуются 28 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 18,3 млрд рублей.

В Воронежской области в этом году прогнозируют объем инвестиций на уровне выше средних значений, сложившихся за последние пять лет, - около 40 млрд рублей в целом в АПК, в том числе 28 млрд рублей в сельское хозяйство, сообщили в департаменте аграрной политики.

Однако это меньше показателя 2019 года, когда объем инвестиций в АПК в целом составил 49,3 млрд рублей, включая 38,9 млрд рублей в сельское хозяйство. "Естественно, была задана очень высокая планка, повторить которую, да к тому же в условиях пандемии, будет очень трудно", - сказали в департаменте.

МОДЕЛЬ СДЕРЖАННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Одним из последствий пандемии, которое влияет на инвестиционные процессы в сфере АПК, эксперты называют изменение потребительского спроса и поведения покупателей. Компаниям приходится учитывать это в своих производственных программах, подстраиваясь под новые реалии на потребительском рынке.

Как заявил исполнительный директор ГК "Тавр" (производитель мясной продукции, входит в группу "Агроком", Ростовская область) Александр Ремета, "сегодня поведение покупателей определяется моделью сдержанного потребления". "Доходы населения, по разным оценкам, за последние месяцы сократились в среднем на 8-10%. Потребитель вынуждено меняет свои привычки, постепенно переходит в более низкостоимостные продукты, уменьшается средний чек в магазинах, формируется фокус потребителя на более дешевые товары", - сказал он.

По словам Реметы, особенностью этого года стал всплеск потребления замороженных полуфабрикатов длительного хранения в несезон. "Это повлияло на наши инвестиционные планы, мы развиваем производство полуфабрикатов, выстраивая ассортимент согласно новым требованиям рынка, доля замороженных пельменей и вареников в продажах растет", - сказал он, сообщив, что, несмотря на непростую ситуацию, в первом полугодии удалось вывести на рынок более 30 новинок.

Ремета также отметил еще одну тенденцию последнего времени - переключение потребительских предпочтений с готового продукта - колбас и деликатесов - на мясо и птицу. "Цена на птицу и говядину была относительно стабильна, а свинина даже дешевела из-за роста объемов производства", - сказал он.

В группе "Черкизово" заявили, что в категории охлажденной продукции потребители стали чаще выбирать целую курицу, а не разделку.

В пресс-службе группы отметили, что ограничение в передвижении людей во время карантина и необходимость питаться дома усилило "промо-давление, в частности, на вареные колбасные изделия и спровоцировало значительный рост этой категории в месяцы карантина". "Совокупный рост категории в канале современной розницы, по нашим оценкам, составил 2% с начала года, но в месяцы самоизоляции он достигал 4% к нормальному среднемесячному объему продаж. В то же время мы увидели, что продажи в категории сырокопченых колбас смещаются в сторону низкоценовых и частных марок", - заявили в компании.

УДЕРЖАТЬ ПОКУПАТЕЛЯ

Учитывая потребительское поведение, компании начали искать новые возможности удержать покупателей.

Так, ведущий производитель мяса индейки - группа "Дамате" предложила рынку "семейный" формат упаковки по более привлекательной цене, сообщил соучредитель, генеральный директор компании Рашид Хайров.

"Дамате" удалось не только сохранить, но и увеличить продажи. За семь месяцев этого года рост составил 17%. Это произошло, в том числе, и за счет того, что значительная доля продаж приходится на формат магазинов "у дома", которые были доступны в пандемию.

Генеральный директор фирмы "Агрокомплекс им. Н.И.Ткачева" (Краснодарский край) Евгений Хворостина сообщил, что комплексу удалось нарастить продажи, в том числе, и за счет расширения ассортимента, приближенного к спросу.

"В категории сыров мы выпустили на рынок новый бренд "Сырная марка" в более доступном для покупателей ценовом сегменте", - сказал он, добавив, что и в дальнейшем компания будет "руководствоваться спросом, предпочтениями потребителей".

У Сернурского сырзавода (входит в марийский агрохолдинг "Лукоз", выпускающий молочную продукцию из собственного козьего и овечьего молока, а также покупного коровьего молока) "на первое место вышли сыры, имеющие индивидуальную упаковку", сообщил коммерческий директор предприятия Константин Глаженков.

"Увы, сейчас мы не можем проводить дегустации и знакомить покупателей с нашей продукцией. Поэтому перешли через собственные каналы продаж на индивидуальные упаковки, чтобы люди могли попробовать наш продукт дома", - сказал он.

В настоящее время предприятие завершает модернизацию производства, направленную, в том числе, на расширение ассортимента, планы по капзатратам существенно не менялись, заявил Глаженков. "Сейчас мы ищем себя в абсолютно новых нишах, готовим еще три масштабных проекта. Это будут продукты, нетипичные для компании", - сказал он, добавив, что пока не может дать более подробную информацию.

Помимо молочного производства, у предприятия есть кондитерский и мясной цеха.

"В период пандемии увеличился спрос на свежие овощи, люди стали больше внимания уделять качеству питания", - заявила директор по продажам АПХ "ЭКО-культура" (один из крупных производителей тепличных овощей) Лариса Ерина.

С учетом снижения доходов населения компания "в зимнем цикле 2020 года увеличила площади под посадку стандартных гибридов - круглого и сливовидного томатов", сказала она. Но сохраняется спрос и на более дорогие эксклюзивные гибриды.

По словам Ериной, покупатели стандартных сливовидных и круглых томатов отдают предпочтение отечественной продукции, потому что могут быть уверены в ее качестве. "При этом явно падает доля турецких или марокканских овощей, которые не могут соревноваться по вкусу и лёжкости с нашей продукцией", - заявила она.

Рост спроса на продукцию эконом-сегмента отмечают и в холдинге "Агросила" (Татарстан, работает в четырех направлениях - мясной, сахарный, молочный и сельскохозяйственный бизнесы).

Как сообщили в компании, в настоящее время маркетинговая стратегия обращена в сторону эконом-сегмента, анализ которого показывает высокую востребованность качественной и недорогой продукции из натурального сырья.

В то же время большая доля продукции под брендом агрохолдинга относится к среднему ценовому сегменту. "Продажи здесь находятся на уровне, который стабильно фиксировался и до пандемии", - сказали в компании.

Эту же тенденцию отмечают и в холдинге "Юбилейный". "Пандемия усилила тренд выбора потребителями продукции из низких ценовых групп", - сказал его представитель, отметив при этом, что средняя цена реализации продукции снизилась в этом году на 2% к уровню 2019 года.

"Наблюдается рост производства замороженных полуфабрикатов - продажи пельменей выросли на 3%, как и у многих других производителей", - добавил он.

Вместе с тем в июле-августе начал стабилизироваться спрос и на остальную продукцию, а продажи охлажденных полуфабрикатов выросли на 36%.

За изменениями потребительского спроса пошли и в многопрофильном холдинге Goldman Group (Красноярск).

Как сообщил его исполнительный директор Дмитрий Гелемурзин, в феврале этого года было запущено производство мясных консервов. "И мы сразу попали в высокий спрос, который побудил к расширению производства, сейчас это продукция более 30 наименований, выпускаем 1,5 млн банок в месяц, - сказал он. - При этом мы полностью вывели из производства колбасные изделия и деликатесы с коротким сроком годности. Активно выпускаем полуфабрикаты в шоковой заморозке".

"По факту, мы полностью переориентировали свой мясоперерабатывающий завод", - заявил Гелемурзин. Но при этом он отметил и рост спроса на премиальную продукцию.

ПО НОВЫМ КАНАЛАМ

В новых условиях часть инвестиционных возможностей АПК была направлена на освоение новых каналов продаж, прежде всего онлайн-торговли.

"Период самоизоляции был отмечен бурным ростом канала e-commerce, объемы продаж в котором по отдельным категориям увеличились более чем в три раза к прошлому году, - сообщили в пресс-службе группы "Черкизово". - Однако продажи свежих продуктов через онлайн по-прежнему не превышают 1% от объемов канала современной розницы".

В июне-июле доля продаж через e-commerce вернулась на докарантинный уровень, но с учетом низкой стартовой базы канал по-прежнему показывает двухзначный рост к прошлому году. За карантинные месяцы существенно выросли продажи в дискаунтерах и магазинах у дома, отметили в "Черкизово".

Рост онлайн-торговли отмечают и в группе "Дамате".

"Ее доля активно растет, мы подключили к работе онлайн-площадки "Яндекс.Лавка", а с "Утконосом" и Ozon сотрудничает давно. Мы считаем, что часть покупателей останется в канале онлайн-продаж, и это является точкой роста, в том числе для нашей продукции", - заявил соучредитель, генеральный директор компании Рашид Хайров.

ГК "Тавр" в этот период стала больше ориентироваться на дискаунтеры. "Общее состояние экономики и падающие доходы населения дали толчок для активного развития этого формата федеральной сетевой розницы. Покупатели охотнее приобретают продукцию без высокой торговой наценки", - сказал исполнительный директор компании Александр Ремета.

"Тавр" активно сотрудничает с такими дискаунтерами как "Светофор", "Доброцен", "Победа".

Кроме того, группа "существенно увеличила" присутствие в онлайн-сервисах всех федеральных сетей на юге России, запустили доставку в собственной фирменной сети "Тавр". "Это направление уже станет частью жизни наших потребителей и одним из основных драйверов роста продаж", - считает Ремета.

Активно развивает канал онлайн-продаж и группа "Продо". "Наша продукция присутствует во всех крупных онлайн-магазинах. Количество партнеров, торгующих онлайн, увеличилось. Считаем этот канал продаж перспективным направлением вне зависимости от пандемии. Оно будет развиваться и после стабилизации эпидемиологической ситуации ", - сказали в пресс-службе компании, напомнив, что группа начала развивать это направление еще до распространения COVID-19.

При этом в компании отметили, что в последнее время онлайн-ритейлеры значительно улучшили уровень сервиса и территориальный охват.

Пути прямого выхода на покупателей ищет и "Сернурский сырзавод". Как пояснил его коммерческий директор Константин Глаженков, поставки новинок предприятия в торговые сети приостанавливались из-за того, что категорийные менеджеры работали "на удаленке" и не имели возможности лично презентовать продукцию.

"Сейчас наша цель - выйти напрямую к покупателям через собственные магазины, франшизу и наш интернет-магазин, - сказал он. - Причем если раньше мы ориентировались на так называемые "красные зоны", где проходят туристические потоки, на центральную часть города, где есть крупные торговые центры, то теперь на первое место вышли магазины спальных районов".

Как отметил Глаженков, "сложилось понимание того, что наш интернет-магазин и фирменные магазины должны работать вместе". "Таким образом, мы делаем акцент на доступность и сервис. Сегодня доля онлайн-продаж совсем невысокая. Но, объединив интернет-магазин с форматом фирменной розницы, в следующем году мы планируем довести долю продаж конечным покупателям до 50% от всей выручки предприятия", - сказал он.

Растут онлайн-продажи и у "ЭКО-Культуры", хотя "основной канал реализации - сетевой ритейл, который показывает стабильный рост", заявила директор по продажам Лариса Ерина, отметив, что продукция компании представлена во всех основных торговых сетях России, а также в Белоруссии. "В HoReCa, конечно, продолжаются изменения, отгрузки идут в штатном режиме", - добавила она.

У "ЭКО-культуры" нет собственной онлайн-платформы, но продукция, как сообщила Ерина, представлена на всех онлайн-площадках партнеров-ритейлеров. "К тому же в настоящее время мы увеличиваем объемы продукции в "Яндекс.Лавке" и "Утконосе": если раньше в "Яндекс.Лавку" поставляли продукцию два раза в неделю, то сейчас - ежедневно и расширили ассортимент", - уточнила она.

Создание собственного интернет-магазина планирует холдинг "Агросила". "Пандемия указала на высокую актуальность онлайн-ресурсов. Сегодня в холдинге рассматривается вопрос создания интернет-магазина, поскольку весомая доля покупателей ушла в онлайн-покупки и продолжает их использовать и после ослабления режима самоизоляции", - заявили в холдинге.

Продолжит использовать онлайн-каналы и ГК "Благо" (один из крупных производителей масложировой продукции).

"По нашим наблюдениям, даже после спада спроса онлайн-площадки сохранили долю. Рост объемов продаж также показали магазины "у дома". Хуже всего сложилась ситуация у гипермаркетов", - заявил директор по маркетингу Кирилл Мельников.

"Мы работали с онлайн-площадками и до пандемии и, естественно, продолжим развивать этот канал. Кроме того, некоторые ритейлеры смогли оперативно запустить собственную доставку, что автоматически увеличило долю нашей категории в онлайн-каналах", - сказал он.

В то же время в холдинге Goldman Group отмечают спад в онлайн-торговле, пик которой пришелся на март-апрель. "Люди соскучились по походам в магазин, - считает исполнительный директор Дмитрий Гелемурзин. - К тому же многие пользователи онлайн-сервисов получили негативный опыт из-за того, что во время взрывного роста спроса допускались ошибки".

А в холдинге "Юбилейный" вообще не используют онлайн-продажи. "На сегодня действуют четыре канала реализации: торговые сети, фирменная розница, опт и традиционная розница. Из них рост отмечается в первых двух - на 20% и 32% соответственно к 2019 году", - сказали в компании.

ИНВЕСТИЦИИ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

"Ковидные" корректировки в целом не повлияли на инвестиционные процессы в АПК, свидетельствуют результаты опроса. Компании намерены завершить все стратегические проекты, запланированные на этот год, и сохраняют планы на год будущий.

Группа "Дамате" в этом году не только продолжила реализацию ранее начатых проектов, но и запустила несколько новых, сообщил соучредитель, генеральный директор Рашид Хайров.

По его словам, в Пензенской области завершается проект расширения мощностей комплекса по производству индейки до 155 тыс. тонн продукции в год, в ближайшее время будет введен завод по глубокой переработке индейки мощностью 303 тонны в сутки. Продолжается модернизация молочного комбината "Пензенский" стоимостью 1,5 млрд рублей. В Северо-Кавказском округе в рамках проекта по производству баранины в июне была открыта площадка откорма молодняка на 14 тыс. голов.

Кроме того, в географии работы группы появился новый регион - Ростовская область, где "Дамате" взяла в аренду имущественный комплекс по производству утки и мощности по производству индейки "Евродон".

В июле "Дамате", правительство Тюменской области и Россельхозбанк подписали соглашение, предусматривающее реализацию в регионе двух проектов: племенного репродуктора индейки на 12 млн яиц и племенной овцеводческой фермы на 4 тыс. овцематок.

"Пандемия не изменила планы роста, инвестиции продолжатся", - заявил генеральный директор ООО "Русмолко" ("дочка" сингапурской Olam International, один из крупнейших производителей молока в РФ) Суманта Кумар Де.

Компания продолжает инвестиционный проект на 4,5 млрд рублей по производству молока в Сердобске (Пензенская область), хотя, по оценкам, дополнительные инвестиции составят 2,5 млрд рублей. В модернизацию техники для растениеводства, кормопроизводства и доения вложено свыше 400 млн рублей.

По словам главы компании, "в этом году "Русмолко" увидело сильную потребность в высококачественном молоке со стороны переработчиков как в сегменте традиционной молочной продукции, так и в сырной отрасли". "Компания проинвестировала средства в расширение мощностей и ожидает, что в 2020 году производство молока превысит 120 млн литров, что на 40% больше, чем в 2019 году", - сказал он.

Группа "Русагро" (MOEX: AGRO), один из крупных производителей сахара, свинины и масложировой продукции, недавно уточнила прогноз капитальных затрат на 2020 год: теперь компания ожидает CAPEX в размере 15-20 млрд рублей. Предыдущая оценка составляла 15 млрд рублей.

Как заявлял на телефонной конференции гендиректор "Русагро" Максим Басов, из этой суммы 10 млрд рублей планируется направить в мясной дивизион.

Племенной завод "Кряж" (Самарская область, специализируется на молочном скотоводстве, поставщик молока предприятиям Danone) в этом году планирует увеличить производство молока. За 8 месяцев рост составил 10% к аналогичному периоду прошлого года.

В начале этого года племзавод вошел в состав самарского холдинга "Глобал Вижн" и весной 2021 года планирует начать строительство нового животноводческого комплекса. "В регионе сохраняется дефицит товарного сырого молока, поэтому молочное животноводство остается одним из самых приоритетных направлений АПК, сложным, но инвестиционно привлекательным", - заявили в пресс-службе.

Новые проекты планирует и АПХ "ЭКО-культура". "Холдинг уже подал дополнительные заявки на новые проекты: вторую очередь тепличного комбината "Воронеж", четвертую очередь комплекса "Солнечный дар" и другие комплексы, которые уже в разработке", - сообщила директор по продажам Лариса Ерина.

Тюменский агрохолдинг "Юбилейный" в 2021 году планирует сохранить инвестиции на уровне 150-200 млн рублей во все направления - свиноводство, мясопереработка и глубокая переработка зерна (производство лизина).

"В будущем году заходим в крупный инвестпроект, назовем его "Завод по глубокой переработке пшеницы - 2", сумма инвестиций в ближайшие 6-7 лет составит 8-10 млрд рублей. На этапе проектирования мы вложим в него 250 млн", - сообщили в пресс-службе холдинга.

"Юбилейный" также планирует в 2021-2023 годах более чем на 30% расширить обрабатываемые площади и довести их до 30 тыс. га. Объем инвестиций составит до 1 млрд рублей.

Татарстанская "Агросила" рассчитывает на рост инвестиций в 2021 году. Холдинг, в частности, запланировал строительство животноводческого комплекса молочного направления, продолжит вложения в обновление сельхозтехники, оборудования для переработки мяса птицы, сахарной свеклы, молока, в элеваторные мощности.

Инвестиции также запланированы в производство малосольных и полутвердых сыров в ООО "Агросила-Молоко".

Пандемия не отразилась и на инвестпроектах, которые реализуются в АПК Амурской области. Как сообщили в областном Минсельхозе, снижения инвестиций не ожидается, работа идет по плану. В животноводстве в настоящее время реализуются три крупных инвестпроекта. В частности, АО "Луч", на долю которого в структуре областного производства молока в сельхозорганизациях приходится 19%, с марта ведет расширение действующей молочной фермы. Выход на проектную мощность запланирован на май 2021 года. Увеличение поголовья коров на 2,4 тыс. голов позволит нарастить производство молока на 15,7 тыс. тонн в год. Объем инвестиций - 1,7 млрд рублей.

Кроме того, ООО "Амурский бройлер" реализует проект стоимостью 358,4 млн рублей. Инвестиции ООО "Агро-С.Е.В" в проект по глубокой модернизации свиноводческого комплекса составят 574 млн рублей. Ввод мощностей намечен на четвертый квартал 2021 года.

Два крупных проекта в сфере животноводства и переработки животноводческой продукции готовятся к реализации в Карачаево-Черкесии. Как сообщила замначальника отдела животноводства и племенного дела республиканского Минсельхоза Елизавета Кубанова, только по ним объем инвестиций в 2020-2021 годах составит около 3,5 млрд рублей.

По ее словам, в 2019 году в АПК региона было вложено 632,2 млн рублей. "В этом году, возможно, будет рост", - сказала она.

В Томской области, по данным Томскстата, за первое полугодие этого года объем инвестиций в сельское и лесное хозяйство составил 2,79 млрд рублей, что на 8,2% больше, чем за аналогичный период прошлого год.

Кроме того, сельхозпроизводители в этом году привлекли краткосрочных и инвестиционных кредитов на 3,337 млрд рублей, что в 1,8 раза больше, чем годом ранее (1,854 млрд рублей).

В АПК Ставропольского края в настоящее время реализуется 41 инвестиционный проект на 74 млрд рублей. В 2020 году планируется завершить 12 проектов с общей стоимостью 15,7 млрд рублей и 21 проект по орошению на сумму 2 млрд рублей. Все проекты находятся в активной стадии реализации, приостановок нет, сообщили в краевом Минсельхозе.

При этом в ведомстве отметили, что до 2024 года в крае планируется реализовать 15 проектов, ориентированных на экспорт продукции. Экспортная выручка оценивается до $109 млн.

В АПК Волгоградской области, по данным на 1 августа, реализуется 274 инвестпроекта общей стоимостью 44,6 млрд рублей.

В частности, ООО "НьюБио" создает предприятие по глубокой переработке кукурузы за 12,8 млрд рублей. Компания "Волгоградтрубопласт" планирует запустить завод по шоковой заморозке овощей, который будет работать на местной продукции. Стоимость проекта - 550 млн рублей, проектная мощность - 2 тонны продукции в час при суточном режиме работы.

Еще один крупный импортозамещающий проект, две очереди которого оцениваются в 800 млн рублей, реализует компания "Промпоставка-М". Новый завод будет перерабатывать до 90 тонн сырых овощей в сутки, поставляя сушеные лук и морковь для производства сублимированных продуктов. Сейчас эти ингредиенты в основном закупают за границей.

Масштабные работы идут в производстве овощей закрытого грунта - за последние 5 лет площадь теплиц в регионе выросла в 2,5 раза - с 48 га до 115 га.

Рост производства сельхозпродукции привел к увеличению мощностей по их переработке и хранению. А компании "Кухмастер" и "Дядя Ваня-Девелей" создают современное производство полного цикла - от выращивания до переработки и выпуска готовой продукции.

Как отметили в областном комитете сельского хозяйства, при реализации инвестпроектов одним из самых востребованных видов господдержки стало льготное кредитование. Только за первое полугодие Минсельхоз РФ согласовал аграриям области льготных инвесткредитов на 7,2 млрд рублей. Выдано уже 1,8 млрд рублей.

В АПК Чувашии, по данным республиканского Минсельхоза, в этом году к реализации запланирован 291 инвестпроект на 7,8 млрд рублей. К 1 сентября 2020 года завершено 190 проектов, освоено более 4,3 млрд рублей.

В Самарской области только на обновление парка сельхозтехники в этом году было инвестировано почти 2,4 млрд рублей. Продолжается реализация инвестпроектов в сфере мелиорации. К концу 2020 года планируется ввести в эксплуатацию более 3 тыс. га орошаемых земель.

НОВЫЕ СТИМУЛЫ

В условиях пандемии региональные власти пытались найти новые стимулы для привлечения инвестиций в АПК.

Так, в Воронежской области расширили число участников региональной программы поддержки предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. "В прошлом году было предусмотрено субсидирование кредитной ставки только для предприятий, реализующих проекты по глубокой переработке продукции растениеводства. В этом году дополнили это направление субсидированием процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями для переработки продукции животноводства", - сообщили в департаменте аграрной политики.

Кроме того, рассматривается возможность введения новых мер господдержки при условии ориентации заявленного проекта на экспорт и готовности предприятия выполнять обязательства по наращиванию экспорта. "Мы продолжаем поддержку особо значимых инвестиционных проектов, компенсируя затраты на инфраструктуру, технологическое присоединение и частично субсидируя рыночные ставки по кредитам", - сказали в департаменте.

В Чувашии привлечение инвестиций в АПК стимулируют, в частности, налоговыми льготами - по региональной части налога на прибыль, налогу на имущество организаций, по земельному и транспортному налогам.

Кроме того, инвесторам через республиканский фонд развития промышленности предоставляются льготные займы от 50 млн до 300 млн рублей под 5% годовых на софинансирование проектов. Фонд участвует в создании инженерной и транспортной инфраструктуры для объектов нового производства, признанных приоритетными.

В республике также принят ряд решений для поддержки инвестиционного климата в АПК за счет внедрения новых форм. В частности, новыми направлениями для возмещения части прямых понесенных затрат стали создание, модернизация мощностей для подработки зерна (компенсируются до 30% затрат), комбикормовых предприятий, цехов и приобретение оборудования для них (до 30% затрат), животноводческих комплексов молочного направления (до 15% затрат), включение техники для подработки картофеля в перечень субсидируемой техники.

Как рассчитывают в республиканском Минсельхозе, приток инвестиций позволит построить/реконструировать 54 животноводческие фермы, ввести мощности по хранению зерна на 9,7 тыс. тонн, овощей - на 7,6 тыс. тонн, реализовать второй этап строительства тепличного комплекса мощностью 16 тыс. тонн овощей в год.

В Оренбургской области поддержка из регионального бюджета предусматривает субсидии на техническую и технологическую модернизацию отрасли, приобретение минеральных удобрений. Дополнительно выделяются средства на субсидирование производства товарного молока, на мясное и племенное скотоводство и др., сообщили в областном Минсельхозпроде.

В 2019 году индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве Оренбуржья составил 152% при плановом показателе 101%. На 2020 года плановое значение этого показателя - 101%. Ожидаемое выполнение - 122%.

В Курганской области в этом году впервые планируют предоставить 25 областных грантов на общую сумму 100 млн рублей на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, сообщили в департаменте АПК региона. .

В этом же году в области впервые предусмотрено возмещение части затрат на технологическое перевооружение сельского хозяйства, что вместе с механизмами федерального лизинга увеличило поставки сельхозтехники и оборудования в 1,6 раза.

"Поставлена задача - ежегодно реализовывать не менее 100 инвестиционных проектов в животноводстве. Для ее решения сформировано 70 инвестиционных площадок. В текущем году впервые в области предусмотрено возмещение части затрат на приобретение оборудования для ферм, покупку товарного скота, - сообщили в департаменте. - Для обеспечения ускоренного развития АПК области необходимо ежегодно увеличивать объемы инвестиций не менее чем на 10-12%".

На снижение налоговой нагрузки отрасли, а значит и на привлечение инвестиций, направлены меры Минсельхоза Карачаево-Черкесии. "В их числе пониженная с 2,2% до 1,5% налоговая ставка на имущество предприятий, занятых в переработке, а также до 1% - на имущество предприятий, занимающихся разведением крупного рогатого скота, овец и коз", - сообщила замначальника отдела животноводства и племенного дела республиканского Минсельхоза Елизавета Кубанова.

В Красноярском крае с этого года компенсируется 15% затрат на создание объектов АПК, 30% - на покупку оборудования, сельхозтехники, автомобильного транспорта, 50% - на приобретение племенного материала. Приоритетными в АПК края определены проекты по созданию и модернизации молочных комплексов, а также овоще- и картофелехранилищ.

В Дагестане второй год реализуется региональный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия Дагестана Абзагир Гусейнов.

Комментируя новые меры господдержки, которые планируется ввести на федеральном уровне с 2021 года, он заявил, что "это позволит в существенной мере активизировать инвестиционный процесс в отрасли, в том числе расширить круг возможных претендентов на получение поддержки".

Как считает генеральный директор ООО "Русмолко" Суманта Кумар Де, в этом году основная трудность для инвесторов и бизнеса - это непредсказуемость, невозможность прогнозирования. "Бизнес-среда в целом имеет много рисков, и пандемия увеличила их, значительно повысила шансы возникновения "необычных событий", к которым бизнес не может подготовиться", - сказал он.

Но, по его словам, в 2021 году "ситуация может быть на пути к сильному восстановлению".

По данным Минсельхоза РФ, аграрии за 2017-2019 годы привлекли более 1,7 трлн рублей льготных кредитов, в том числе порядка 1 трлн рублей - краткосрочных и 787 млрд рублей - инвестиционных. В частности, в 2019 году в рамках краткосрочного кредитования заключено договоров более чем на 405 млрд рублей. Сумма заключённых договоров по льготным инвестиционным кредитам составила 330 млрд рублей.

 

 



ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ
10 сентября 2020
09:38
Поделиться