Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Олег Николаев о развитии молочного производства: В Чувашии можно построить еще десятки малых ферм

Олег Николаев о развитии молочного производства: В Чувашии можно построить еще десятки малых ферм

В интервью с главой республики Олегом Николаевым главный редактор Milknews Мария Жебит поговорила о том, почему региональные власти делают ставку на малых фермеров, как создавать для них каналы сбыта, а также о том, как вернуть в регион профессиональные кадры и что сегодня является брендом республики.

Milknews: В первую очередь хотелось бы поговорить о проекте «Сычуань-Чувашия». Приход китайских инвесторов и их планы по строительству молочного кластера вызвал волну громких протестов в регионе. Почему так случилось, и какова его судьба?

О. Николаев: От проекта мы не отказались, но сегодня переговоры вышли в другую плоскость. Я бы сказал, что коллеги выбрали не тот формат взаимодействия в этом изначально интересном проекте, полезном и для самого китайского рынка. Были определены параметры, приняты под него решения, план конкретных мероприятий, но в ходе реализации в него начали вноситься изменения, которые фактически кардинально изменили первоначальный замысел и договорённости. Это привело к тому, что он стал нереализуемым со стороны инициатора, хотя мы предлагали перехватить проект, взять его на полное сопровождение. К сожалению, старая команда менеджмента не прислушалась ко всем нашим предупреждениям, и в итоге проект захлебнулся сам по себе.

Раз он захлебнулся, его нужно либо перезагрузить, переосмыслить с учетом новых обстоятельств, либо вычеркнуть. Со своей стороны мы предложили коллегам из Китая рассмотреть возможность перенаправить его основную деятельность на производство хмеля. Мы исходим из нескольких факторов: этому благоприятствует рыночная ситуация, в Китае есть компетенции по переработке хмеля с точки зрения технологий, у нас есть все составляющие с точки зрения выращивания – 90% хмеля в России производится в Чувашской Республике. Такое объединение компетенций могло бы позволить быстро реализовать проект.

Milknews: Для Чувашии приход иностранных инвесторов – это очень важное событие, тем более из такой, как сейчас говорят, «дружественной страны». По логике люди должны поддерживать создание крупных предприятий. Это налоговая база и рабочие места. Почему были протесты со стороны населения? Это какая-то ментальная особенность или действительно было настолько плохо с соблюдением первоначальных договоренностей?

О. Николаев: Первоначально были запущены абсолютно неадекватные местным реалиям форматы взаимодействия между правительством, инвестором и населением. Да, имелись достаточно хорошие ресурсы в виде желания реализовать интересный проект, но при этом сама работа была организована по принципу “лебедь, рак и щука”, каждый тянул в разные стороны. Естественно, у народа возникло непонимание, и как следствие, протесты. И самое главное - торможение процесса реализации проекта.

У Правительства Чувашии есть огромное желание реализовать максимальное количество инвестпроектов, соответственно, увеличить инвестиции, рабочие места и налоговые поступления. Мы, конечно, нацелены прежде всего на внутреннего инвестора - наших предпринимателей, которые живут здесь. Но при этом всегда рады инвесторам, как из других регионов, так и из-за рубежа, в том числе из КНР. Будем всячески сопровождать любой проект, если он будет совпадать со стратегическими целями развития региона.

Milknews: Тогда поговорим про российских инвесторов в молочной индустрии. Год для сектора был непростой, приходилось, и вам, и Сергею Артамонову (министру сельского хозяйства Чувашии - прим.) часто подключаться к решению проблем, общению с фермерами. Как сейчас обстоят дела в секторе? Что происходит с ценами на молоко?

О. Николаев: Цены выравниваются, уже даже увеличиваются. Во-первых, заканчивается так называемый “сезон большого молока”. Во-вторых, начал формироваться рынок сбыта сухого молока, в том числе на экспорт. Это как раз позволяет переработать те излишки молока, которые сформировались в начале этого года в силу разных причин, в первую очередь потому, что объем производства молока растёт из года в год. Мы здесь проделали достаточно большую работу, чтобы у нас поголовье крупного рогатого скота, дойного стада как в промышленном сегменте, так и в личном подворье не сокращалось, а увеличивалось. После 2020 года мы действовали достаточно комплексно, и смогли минимизировать падение крупного рогатого скота и дойного стада. У нас ежегодно повышается продуктивность коров. В начале года два молокоперерабатывающих завода столкнулись со сложностями, характерными для всего рынка - снижение спроса, затоваренность складов, и это, конечно, сильно повлияло на объем закупок сырого молока. Автоматически это ударило по ценам, в целом по Российской Федерации сформировалась аналогичная ситуация. В начале лета стоимость сырого молока у фермеров доходила до 13 рублей, однако сейчас она находится на уровне 20 рублей.

Крупные производители молока, которые придерживаются современных стандартов, имеют стабильные цены по долгосрочным контрактам и получают субсидии. Они пережили этот период турбулентности лучше. Сложнее было личным подсобным хозяйствам. Мы развивали систему их поддержки еще с 2020 года. Три года назад выделяли из бюджета целевую субсидию на поддержку подсобных хозяйств на одну голову в размере 3800 рублей. Сегодня мы пересмотрели подход к этому инструменту и начали поддерживать фермеров уже через институт самозанятых, так как на уровне федерации была запущена такая форма поддержки хозяйств. Мы, учитывая свою специфику и наработанный опыт, добавили ещё пять мер поддержки от Чувашской Республики. Есть возможность получить компенсацию на приобретение коров, коз, овец, компенсировать до 40% затрат на покупку техники, удобрений, семенного материала, семени и эмбрионов, чтобы повышать племенную ценность скота. Все эти меры поддержки на сегодняшний день доступны для тех личных подсобных хозяйств, кто реализует произведенную продукцию, молоко.

Milknews: Цена в 13 ₽ - это ниже себестоимости, скорее всего. Как человек с экономическим образованием и как человек, который родился в деревне, как вы считаете, есть ли будущее у такой формы бизнеса? Мы его поддерживаем, потому что поддерживаем село, или этот бизнес должен быть по-другому построен? Как вы лично видите будущее малых хозяйств?

О. Николаев: 13 рублей - это цена для личного подсобного хозяйства , которое прежде всего держит коров для личного потребления, а излишки сбывает
заготовщикам. Для самозанятых есть субсидия на литр проданного молока, субсидия на удобрения, стопроцентное возмещение затрат на осеменение и многое другое, поэтому себестоимость для таких производителей снижается. Таким образом мы поддерживаем именно те хозяйства, которые производят товарное молоко.

У нас есть региональные формы поддержки на возведение семейных ферм, которые работают вместе с федеральными программами. В то же время, если федеральная поддержка распространяется на фермы по 400 голов скота и более, то у нас есть региональные формы поддержки, которые позволяют поддержать более маленькие фермы, до 200 голов.

Milknews: У вас более 70 видов поддержки для производителей, верно?

О. Николаев: Да. Таким образом у наших жителей есть возможность по-разному организовывать свою деятельность: самозанятый, ферма, семейная ферма, хозяйство, кооперативы. По сути несколько семейных ферм могут создать и первичную переработку. Мы постоянно сопровождаем фермеров и консультируем их.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы создать так называемые агрегаторы. Через них мы будем получать продукцию, производимую малыми формами хозяйствования для наших переработчиков, в том числе для обеспечения и горячего питания в школах. Мы нацелены на то, чтобы создать четкую товаропроводящую цепочку, чтобы фермеры использовали современные методы в своей деятельности, производили высококачественную сырьевую продукцию, которая соответствуют стандартам, и за счёт объединения усилий обеспечивали постоянный поток этой продукции и имели гарантированные цены и сбыт.

Milknews: Минсельхоз сделал анализ рентабельности хозяйств по поголовью, и мы видим по этой модели, что фермы до 200-400 голов имеют довольно низкую рентабельность в 8-9%, а хозяйства более 1200 голов – 20%. Почему вы выбираете для региона поддержку фермерства и небольших локальных игроков? Потому что Чувашия исторически имеет большую долю сельского населения? Сколько, в вашем понимании, должно занимать крупное промышленное производство и сколько – малые формы?

О. Николаев: У нас есть несколько целей. Первая, конечно же, состоит в том, чтобы вся производимая продукция перерабатывалась на территории Чувашской Республики и продвигалась как на внутреннем российском рынке, так и на зарубежном. Вторая – каждая сотка земли должна давать максимальную отдачу по стоимости и количеству продукции. Мы анализируем, какие виды деятельности могут давать повышенную отдачу, и исходя из этого выстраиваем сами формы поддержки. Если мы в 2020 году приняли решение субсидировать 40% стоимости сельскохозяйственной техники, то на сегодняшний день мы эти пропорции скорректировали. Если хозяйство занимается только растениеводством, то мы ему субсидируем только 35%, а если оно занимается и растениеводством, и животноводством, то субсидируем 45%.

Животноводческая деятельность болеесложная, но нам важно, что люди в этом секторе трудоустроены круглый год. Растениеводство - это сезонная деятельность: рентабельность временно большая, если разделить на год, то на самом деле и не столь высока. В данном случае в качестве примера приведу “Чувашхлебопродукт,” который через закупки зерна, произведенного в Чувашской Республике, влияет на цены через субсидию. Через ту же самую субсидию для “Чувашхлебопродукта” мы влияем на цену муки, и автоматически наши хлебопекарные предприятия имеют достаточно понятную структуру себестоимости и стабильные цены на муку. Мы поддерживаем один субъект в хозяйственной деятельности, а охватываем поддержкой если не сотни, то десятки хозяйствующих субъектов как крупных, так и малых.

Milknews: То есть долгосрочная стратегия развития сельского хозяйства республики будет по-прежнему основываться на развитии малых форм хозяйствования?

О. Николаев: Чувашия – достаточно плотно заселённая республика, а для того, чтобы строить крупные фермы, необходимо соблюсти достаточно много требований с точки зрения обеспечения санитарной зоны, нужны земельные ресурсы для выращивания кормов и так далее. Таких крупных товарных ферм в Чувашии не так много можно построить, но при этом можно построить десятки малых ферм, которые будут, с одной стороны, обеспечивать трудовую деятельность людей на селе, а с другой стороны, если правильно собирать эту продукцию, обеспечивать нам нужную товарность.



MilkNews
22 сентября 2023
17:56
Поделиться