Грех не пользоваться
Об Указе Главы республики «О реализации на территории Чувашской Республики проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах» (№ 7 от 30 января 2017 года), к моему стыду, я не знал до лета прошлого года. Когда узнал, что программа по софинансированию проектов, основанных на местных инициативах, действует уже два года, удивился. А когда воочию увидел реализованные проекты в Шемуршинском, Батыревском, Комсомольском и других районах, сразу же загорелся идеей: а мы почему не пользуемся этой возможностью, или в моем родном селе проблем нет?
Все решают баллы
С чего начать, каков алгоритм действий? Я действительно не знал.
Первым делом поделился идеей с друзьями-односельчанами. У нас уже имелся положительный опыт работы на благо села: в прошлом году в основном силами земляков, в настоящее время живущих в разных городах страны, устроили праздник для односельчан – День села, установили арт-объекты – стелу-указатель «Шемалаково» с приветственными и напутственными словами на въезде в село, знак «Ман юратн? Ш?малак» – «Шемалаково – любовь моя» у родной школы, стенды со старыми фотографиями на площади перед магазинами… Все – за!
На том этапе пугало одно – необходимость сбора документов, этими вопросами никто из нас до этого не занимался. Я высказал мысль главе нашего, Лащ-Таябинского сельского поселения Яльчикского района Михаилу Егорову. Для него это тоже в новинку, работает недавно. Тогда решил получить консультацию из первых уст – направился в Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики. Именно Минсельхоз является организатором конкурсного отбора проектов.
Консультант отдела инвестиций и социального развития села Алиса Николаева встретила приветливо, рассказала все по порядку: какие документы собрать, какие мероприятия провести и т.д.
– По каждому проекту выставляются баллы, составляется рейтинг – все прозрачно и честно, – сказала Алиса Аврамовна. – Не секрет, и вам скажу, за что можно набрать максимумы баллов. Первое, опросным путем нужно получить согласие граждан по выбранному вами проекту, если половина зарегистрированного населения выскажется «за» – это 100 баллов. На заключительном собрании граждан должны присутствовать не менее 10 процентов зарегистрированных граждан, это дает еще 100 баллов. К моменту сдачи документов на счете должно быть более 15 процентов от суммы, которую намеревается вложить в проект местное население (вместе с народом в реализации проекта могут участвовать также индивидуальные предприниматели, предприятия).
Но было одно но… Мы слишком поздно включились в работу. До «часа пик» оставалось полторы недели. За это время нужно было узнать мнение населения путем сбора подписей, провести два собрания, собрать деньги, подготовить проект, смету, документы с сотнями подписей односельчан и десятками подписей руководителей разного уровня – и до 17.00 13 декабря 2018 года готовую папку отвезти в Минсельхоз республики.
Главное слово – за односельчанами
Проблемных участков на селе хватает: и дороги никудышные, и здание сельского дома культуры обветшало, и водонапорная башня обрушилась… Но мы решили в первую очередь обновить памятник ветеранам.
Из села Шемалаково Яльчикского района в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. участвовали 325 человек, из них 145 человек не вернулись с поля боя (цифры еще уточняются). В конце декабря скончалась последняя участница войны – Лидия Константиновна Сидорова. Существующий памятник павшим односельчанам построен в 50-е годы прошлого века: он обветшал, на памятнике написаны имена не всех участников войны, не вернувшихся домой, также отсутствуют имена тех героев, которые умерли уже в мирное время. Участие в конкурсе проектов обусловлено огромным желанием встретить 75-летие Великой Победы с новым памятником и сквером героям-односельчанам, отдавшим жизнь за будущее. Данный проект позволит организовать нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения на примере своих дедов и прадедов.
Примерно с таким пожеланием я выступил перед односельчанами (на родном чувашском языке) сначала на собрании инициативной группы, потом уже на сходе односельчан. И еще добавил примерно такие слова: «Мы все равно памятник изготовим, пусть своими силами, но сделаем. Но когда есть возможность получить хоть какие-то деньги из бюджета – почему бы не воспользоваться? Без бюджетных денег памятник получится, может быть, не таким величавым. Чем больше средств мы соберем – тем грандиознее и красивее будет памятник». Рассказал и о реализованных в соседних районах проектах: как шемуршинцы, батыревцы и другие не первый год пользуются программой инициативного бюджетирования, как они ремонтируют памятники и ограды вокруг кладбищ, строят дороги и места отдыха... Самый главный рубеж был пройден: никто не высказался против, все только «за». Говорили только одно, что нужно было облагородить памятник и разбить сквер еще раньше.
И за неделю (!) активисты – а это староста села Александр Чернов, председатель женского совета, заведующая Шемалаковской сельской библиотекой МБУК «ЦБС Яльчикского района» Венера Усанова, сотрудники Шемалаковского СДК МБУК «ЦКС Яльчикского района» Алевтина Ермакова и Ирина Ермакова, ветераны труда Валентина Степанова, Зоя Кулакова, Александра Денисова, Николай Львов (на фото) – собрали в опросных листах 240 подписей (в селе Шемалаково по данным Чувашстата зарегистрировано 433 человека, имеющих право голоса, получается, 240 – намного больше, чем половина), собрали 107 тыс. рублей и внесли на специальный счет сельского поселения.
Главное, до указанного времени мы собрали, подготовили все документы и отвезли в кабинет № 223 Министерства сельского хозяйства.
В назидание другим
Повторюсь, мы включились в это дело впервые и поздновато. Поэтому те, кто, прочитав мою статью, загорится идеей участвовать в программе инициативного бюджетирования, знайте: необходимо досконально изучить документы и начать действовать заранее.
Какие же непонятные ситуации, ошибки возникли у нас в ходе подготовки документов? Об этом хочу рассказать подробнее, чтобы другие не наступали на эти грабли. Имейте это в виду, может, кто потом скажет «Спасибо» скромному и добрейшей души корреспонденту газеты «Республика»:
1. «Перечень документов для участия в конкурсном отборе проектов…» должен подписать глава администрации района, а не глава сельского поселения.
2. Необходимо найти убедительные слова о важности вашего проекта, которые нужно вписать в «Заявку на участие в конкурсном отборе проектов…».
3. Но самое главное, и это первоочередная задача, убедить население в важности именно данного проекта, а не другого. Правда, по этой части у нас проблем не возникло: из каждого дома кто-то погиб или участвовал в Великой Отечественной войне, и о героях-ветеранах помнят не только их дети, но и внуки, правнуки.
4. Сбор подписей, по словам наших сельских активистов, тоже проходил гладко. Но здесь тоже есть маленький нюанс. Они собирали подписи на опросных листах, вручную записывая ФИО граждан и адрес регистрации, а можно было взять готовые бланки с уже вписанными на компьютере ФИО, адресом регистрации, распечатать на принтере. Таким образом собирать подписи проще, быстрее, но, увы, мы не сразу сообразили.
5. Необходимо подготовить хороший локальный расчет. В смете нужно учесть все и вся, если вы не будете конкретны в названиях и обозначениях, не распишете все, что вы хотите, это может так аукнуться на стадии реализации проекта – мало не покажется!
6. Также нужен проект. Проект – это наглядно и доходчиво. Эскиз необходимо проработать досконально, до мельчайших подробностей, что не можете выразить словами, можно изобразить на рисунке.
7. Все документы должны быть сшиты, пронумерованы, подписаны главой сельского поселения и скреплены печатью. (Мы привезли непрошитые документы, вложив их в красивую папку, а потом непосредственно в министерстве пришлось на скорую руку довести до ума).
Я бы здесь подправил…
Данная программа, согласен, большое подспорье для сельских поселений. Хотя, не буду скрывать, на собрании односельчан были и крики из зала примерно такого содержания: «Почему мы должны собирать деньги на памятник, на дороги, на остальное – почему государство не выделяет? Почему государство все пихает на нас, раньше на строительство и содержание инфраструктуры с населения ни копейки не собирали!» На что у меня свой ответ: «Да, можно возмущаться и ждать. Но до каких пор будем ждать, пока все не развалится и не сгниет? А можно взять и сделать, при этом часть средств получив из бюджета».
Организаторы конкурса проектов, кстати, вносят и корректировки в положение. Так, если раньше сельское поселение могло выставить на конкурс лишь один проект, то сейчас может сразу несколько, но с одним условием, чтобы общая сумма всех проектов не превысила 5 млн рублей. Это изменение на руку большим сельским поселениям, объединяющим несколько населенных пунктов.
Но есть еще одно «но», над которым стоит подумать организаторам…
Так, в пункте 16 «Порядка проведения конкурсного отбора проектов…» есть такие строки:
«16. … Размер субсидии рассчитывается исходя из стоимости проекта или его части (в случае, если стоимость проекта составляет более 5,0 млн. рублей), не превышающей 5,0 млн. рублей, с учетом следующих условий:
для муниципальных районов с численностью населения до 15,3 тыс. человек и уровнем расчетной бюджетной обеспеченности не более 0,75 из республиканского бюджета Чувашской Республики софинансируется не более 80 процентов стоимости проекта, средства бюджета муниципального района и сельского поселения, населения, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей составляют не менее 20 процентов;
для муниципальных районов, не относящихся к муниципальным районам, указанным в абзаце четвертом настоящего пункта, из республиканского бюджета Чувашской Республики софинансируется не более 60 процентов стоимости проекта, средства бюджета муниципального района и сельского поселения, населения, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей составляют не менее 40 процентов».
То есть получается, что жители какой-нибудь деревни Красночетайского или Шумерлинского района вносят в проект только 20 процентов своих денег, а 80 процентов им выделят из бюджета, а жители Яльчикского района должны собрать своих 40 процентов, а бюджетных денег дадут 60 процентов.
Дорогие организаторы, вот скажите, пожалуйста, если жители населенного пункта участвуют в данной программе, при этом для реализации проекта из бюджетов сельского поселения и района ни копейки не выделяется, а вся сумма собирается с жителей, при чем тут уровень бюджетной обеспеченности? Хоть в Красночетайском, хоть в Яльчикском районах живут такие же чуваши: хлеб жуют, водку пьют, котомки собирают и в Москву топают…
Скажу, почему возникает такой вопрос: при составлении рейтинга проектов учитывается не сумма, собранная населением, а процентное соотношение. Согласитесь, одинаковые суммы при необходимых 20 и 40 процентах дадут совершенно разные проценты и баллы. Например, жителям Красночетайского района при общей стоимости проекта в 1 млн рублей необходимо вложить своих средств в размере 200 тыс. рублей (20 процентов от 1 млн рублей, 800 тыс. им выделят из бюджета). А гражданам Яльчикского района при стоимости проекта также в 1 млн рублей своих надобно уже 400 тыс. рублей, а из бюджета выделят 600 тыс. рублей. Так вот, если и те, и другие собрали на этапе сдачи документов по 100 тыс. рублей, получается, что красночетайцы собрали 50 процентов необходимой суммы, а яльчикцы – всего 25 процентов. И, естественно, баллы у красночетайцев будут больше, и в рейтинге они окажутся выше.
Есть у меня вопросы и по проведению торгов, но до этого мы пока не дошли, поэтому продолжение следует…
http://respublika21.ru/index.php/publikatsii/item/2472-grekh-ne-polzovatsya