Разбор: мировой рынок органических продуктов питания
Сектор органического сельского хозяйства в мире в последние годы развивается ускоренными темпами. По данным исследовательской компании Ecovia Intelligence, 57,8 млн га пахотных земель на планете отведены под органическое земледелие, в секторе производства работают 2,7 млн аграриев в 178 странах.
Пока что от общего объема производимого молока в мире сертифицированное органическое молоко составляет только 0,9%, или 7 млрд литров. Однако эксперты уверены, что органическое производство имеет большие перспективы. Более того, производством продукции с лейблом “органик” занимаются далеко всегда мелкие фермы ради выживания, но и мегакомплексы. Как устроен этот рынок, Milknews рассказывает в новом обзоре.
80 млрд евро за органик
В последние годы рынок органического сельского хозяйства постоянно растет вместе с увеличивающимся интересом покупателей к новым продуктам. Рыночная исследовательская компания Ecovia Intelligence оценила мировой рынок органических продуктов в 2016 году на уровне $89,7 млрд (приблизительно 80 млрд евро). С 2015 года площадь сельхозземель, на которых производятся органические продукты питания, увеличилась на 15%, а количество фермеров, занятых в секторе, прибавило 12,8%.
Основная часть возделываемых земель в органическом секторе отдана под растениеводство, наиболее популярные культуры - зерновые, травы, масличные, бобовые и прядильные.
Страны-лидеры по разным показателям отличаются, по данным Ecovia Intelligence:
-
Больше всего земли под органическое сельское хозяйство занято в Австралии, Аргентине и Китае, здесь хозяйства рассредоточены на больших территориях;
-
Активнее всего рынок в целом с точки зрения продаж развивается в США, Германии и Франции, в этих странах больше всего потребителей органики;
-
Больше всего фермеров, практикующих органическое сельское хозяйство, живет в Индии, Уганде и Мексике, аграрии в этих странах ведут бизнес на небольших участках земли;
-
Больше всего органического молока производят в США, Китае и Германии.
Цены за логотип “органик”
Как правило, затраты агрария на органическое производство выше средних значений в 1.3-1.6 раз. Это связано с дополнительными расходами на натуральные корма (от 45% до 82% выше средних), аренду земли (на 7-71% больше). Обычно органические фермы на 35-90% меньше классических хозяйства, надои отстают от промышленных значений на 34%.
Розничная цена молока в сегменте может быть на 50% больше обычной молочки, йогурта - на 42%. Общий рынок органических молочных продуктов исследователи из IMACR Group оценивают в $18 млрд, с 2010 года он прибавил 8%.Органические продукты стоят дороже, чем классические товары, поэтому логично, что быстрее всего сектор развивается в странах с высоким уровнем жизни. Так, в Швейцарии среднестатистический житель тратит на органические продукты 274 евро в год. В пятерку лидеров по самому большому бюджету на органические товары на душу населения также вошли Дания, Швеция, Люксембург и Австрия. В этих же странах сохраняется и самая большая доля органического производства от общего рынка АПК - около 9% на государство.
Что такое “органический продукт”?
Для того, чтобы тот же молочный продукт или ферма могли называться органическими, бизнесу нужно иметь специальный сертификат. Обычно такие документы выдают специальные агентства, аккредитованные государственными структурами. Например, в США действует около 55 таких организаций. Коммерческое использование термина “органический продукт” без сертификата запрещено. Законодательство в этой области успешно работает в 89 странах мира.
Требования к органическим продуктам отличаются от страны к стране, но в целом они похожи: в производстве запрещено использование синтетических химикатов, в том числе удобрений, антибиотиков, пестицидов, пищевых добавок, ГМО. Земля на таких производствах должна быть свободной от химикатов в течение трех и более лет.
Для производства молока отдельной строкой указаны правила содержания животных. Коровы на органических фермах должны быть на свободном выпасе и дойке. Для лечения животных запрещено использовать антибиотики, нельзя стимулировать рост коров гормонами.
Обычно подобные хозяйства проходят серьезные проверки. На фермы приезжают инспекторы, забирая образцы земли, корма и продукции. Контролирующие организации проверяют всё - от количества естественного света в коровнике до качества готовой продукции. Как правило, на сайтах аккредитованных организаций всегда можно найти подробное руководство, как адаптировать свою ферму под органическое производство. В среднем переход фермы из классической в органическую занимает от 3 до 5 лет.
Органика спасет фермера от кризиса?
В опубликованном KPMG исследовании эксперты определили, что популярность вегетарианского течения, растущее предложение растительных заменителей молока и обеспокоенность потребителей вопросом содержания в молочных продуктах лактозы увеличивает конкуренцию на рынке. Кроме того, постоянно появляются новые альтернативы классическому молоку - обогащенное молоко, продукты без бета-казеина А1 или от коров, которые находятся только на свободном выпасе. На производителей также оказывает давление волатильность отпускных цен, которая сохраняется на рынке в течение последних лет. В этих условиях переход от промышленного производства к органическому помогает некоторым производителям оставаться на плаву.
Органическое производство молока для многих фермеров прогрессивных стран в определенный момент стало инструментом выживания на постоянно меняющемся рынке. Так, в июле 2018 года австралийская газета ABC опубликовала историю семейной фермы жителя штата Новый Южный Уэльс Пола Эггета. Он рассказал, что ему пришлось перейти на органическое производство, чтобы сохранить бизнес. Сейчас у Эггета 220 джерсейских коров и сертификат на органику. “Производители больше не хотят пить молоко по $1 за литр, они счастливы покупать органический продукт за $3”, - рассказал фермер журналистам. По его словам, переход с классического производства занял три года. Во время переходного периода Эггет продолжал получать классическую ставку от переработчиков и постоянно наращивал затраты на производство. Однако, как отмечает производитель, именно смена направления помогла его семейной ферме остаться в бизнесе. “Органика не так уж и сложна, если следовать всем правилам”, - отметил Эггет.
Артем Белов, исполнительный директор Союзмолоко, этим летом побывал на небольшой ферме в Висконсине. Ранее Milknews подробно писал об уровне молочного производства в этом штате.
“North Wood Farm - семейная ферма на 110 голов, из которых 45 - дойные коровы, летом животные на свободном выпасе, зимой живут в стойле, их кормят органическим кормом без ГМО, пестицидов и синтетических удобрений. На ферме не используют антибиотики и не покупают секстированное семя, в хозяйстве есть три собственных быка”, - рассказывает Артем Белов о ферме.
По его информации, цена на молоко на уровне фермы составляет 55-57 центов, то есть около 35-37 рублей за литр, при том что себестоимость производства почти ничем не отличается от этого показателя.
Крупные игроки пришли и в органику
Однако небольшим органическим производителям порой сложно конкурировать с масштабным бизнесом. “В стране активно развиваются крупные органические фермы, с поголовьем от 1000 голов, небольшим фермам сложно конкурировать, они банкротятся, прямая поддержка от государства небольшая - от федералов компенсация на сертификацию, от штата - никакой специальной поддержки. Иногда можно получить поддержку на муниципальном уровне, если такая инициатива поддерживается жителями муниципалитета. Со слов фермеров, американцы не хотят локальную еду, они хотят дешёвую еду, поэтому не развивается небольшая локальная переработка”, - объясняет эксперт. Сейчас ферма выставлена на продажу.
Одно из самых крупнейших органических производств в США расположено в Колорадо - Aurora Organic Dairy. Общее число поголовья на фермах компании - 15 тыс коров, на в самом большом хозяйстве живет 4400 животных, в самом маленьком - 900. Перерабатывающие мощности компании и все входящие в нее фермы сертифицированы Национальной органической программой USDA. Вертикально-интегрированный комплекс обязан выполнять все требования органического производства, в частности, как минимум 120 дней в году держать коров на свободном выгуле. Под пастбища у предприятия отведено 4856 га земли, на 30351 га выращивают корма для животных. Помимо этого, Aurora Organic работает со 100 независимыми фермерами, чтобы полностью обеспечить животных сенажом в зимний период. На фермах и заводе компании 700 сотрудников, 63% из которых - фермеры, 30% работают в переработке. В 2019 году Aurora Organic Dairy запланировала открыть второй завод в Миссури. Компания выпускает продукцию под брендами Cosco и Walmart.
В 2017 году газета Washington Post провела журналистское расследование и обвинила Aurora Organic Dairy в том, что они не соблюдают требования Национальной органической программы. Корреспондент издания посетил фермы компании 8 раз в августе, сентябре и октябре, но ни разу не обнаружил больше 100 коров на пастбищах, это менее 10% от всего поголовья.
На вопросы журналиста работники хозяйств отвечали, что не знают, где сейчас животные, возможно, они на дойке. Кроме того, обозреватели газеты сдали молоко Aurora Organic Dairy в лабораторию и обнаружили, что по составу сырье не дотягивает до определенных органическому молоку показателей. После журналистского расследования USDA сделала проверку, но не нашла серьезных нарушений.
Это не первый случай, когда предприятие становится центром скандалов. В 2011 году Cornucopia Institute, организация, пропагандирующая добросовестное органическое производство, подала в суд на Aurora Organic. В итоге, суд постановил более строгий контроль агрохолдинга, а компания обещала исправить все указанные нарушения.
Для России органика только начинается
По мнению Ecovia Intelligence, органическое сельское хозяйство в целом и молочное производство в частности двигают вперед постоянно меняющиеся потребительские предпочтения. Покупатели обеспокоены проблемой качества и безопасности еды, а также влиянием ее на здоровье организма. Мнение Ecovia Intelligence подтверждает IMACR Group. Потребители обеспокоены составом кормов животных, вопросом пестицидов и гормонов. Аналитики отмечают, что до 2023 года рынок органической молочки вырастет до $28 млрд. Дополнительным стимулом к развитию сектора станет растущий канал электронной торговли.
В России органический сектор только набирает обороты, ранее Milknews писал об этом в отдельном материале. Главным драйвером отечественного сегмента может стать недавно принятый закон об органическом сельском хозяйстве, считает Олеся Самошина, руководитель PR-проектов в Faros.Media и специалист по маркетингу в FMCG и агропромышленном комплексе. “В России в этом году принят закон об органике, регулирующий основные положения в отрасли продуктов питания органического сельского хозяйства, таким образом, для России все только начинается”, - говорит она.
С мнением Самошиной согласен и Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза. “Во всем мире рынок органической молочной продукции растет и развивается активными темпами, несмотря ни на какие кризисные явления, в нашей стране данный рынок также перспективен, хотя мы, как известно, иногда с опозданием реагируем на мировые тенденции”, - отмечает он.
Работа по рассмотрению законопроекта об органическом сельском хозяйстве велась в российской Госдуме с 2017 года, летом 2018 года Владимир Путин подписал закон. В силу документ вступит с начала 2020 года. По словам Олега Мироненко, с появлением официального законодательства любые пометки “эко”, “био” и “фермерский продукт” будут незаконными без подтверждающего обратное документа. “Такие пометки – это маркетинговые уловки, такая продукция вовсе не является органической – органическое происхождение подтверждает только сертификация, зачастую это хитрости лже-производителей, которые утверждают, что делают органику. С принятием закона об органике мы наконец сможем защитить потребителя от некачественного товара, будут четко определены принципы органического производства”, - говорит Мироненко. По его словам, новый закон нужен, в большей мере, не производителям, а потребителям. “Люди перестанут путаться во множестве неясных терминов и будут точно знать, что они покупают”, - говорит Мироненко.
Еще одним драйвером российского органического сектора может стать набирающий популярность тренд на здоровый образ жизни. “Появляется множество информации, которая пропагандирует здоровый образ жизни во всех его проявлениях”, - подтверждает Мироненко. С его мнением согласна и Олеся Самошина. Она считает, что основной задачей производителей органической молочной продукции остается коммуникация с потребителем. “Главное - просвещение потребителя в том, что такое настоящая органическая продукция, чем органический продукт отличается от маркетинговых уловок”, - говорит она.
Мироненко подтверждает, что только через этот канал производитель сможет обосновать потребителю высокую цену готового продукта. “Объяснить покупателю, почему за органический продукт сегодня приходится платить больше, бывает трудно. Однако у производителей органики есть свои доводы. Прежде всего, мы честно рассказываем покупателям, как производим продукт, и почему он приобретает те качественные характеристики, которых нет в классических. Плюс, в нашу пользу говорят исследования о том, как влияют остаточные химикаты в продуктах, в том числе пестициды, на здоровье человека”, - рассуждает эксперт.
Рынок органики в России обладает большим потенциалом, однако перспективы и темпы роста напрямую зависят от экономической ситуации в стране, уверены эксперты. “Как известно, всем бизнесом управляет сбыт, мы видим, что в настоящих условиях спрос на органическое молоко в России растет, все больше людей становятся потребителями данного вида молока, поэтому мы положительно оцениваем перспективы роста и развития данного рынка”, - говорит Мироненко.
Пока в России проекты по органической молочной продукции носят скорее точечный характер. Ранее Milknews публиковал разговор с ветеринарным врачом холдинга “АгриВолга”, где производят органические продукты под брендом “Углече Поле”. В 2018 году компания объявила о расширении: инвесторы планируют вложить 1,5 млрд рублей в производство сыра.