Ученый взгляд: почему племенное животноводство на импортной игле?
Госдума приняла закон "О мерах воздействия на недружественные действия США и иных иностранных государств", который предполагает, что среди прочего в Россию могут перестать ввозить бычье семя из США. Сегодня оно составляет 51% импорта в категории в целом. Проблему импортозависимости животноводства, и в первую очередь в части высококачественной племенной продукции, разбирал для Milknews кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономики и организации животноводства ФГБНУ «Федеральный научный центр животноводства – ВИЖ имени академика Л.К.Эрнста» Алексей Тихомиров.
Как Россия подсела на племенную иглу
В 90-х годах прошлого века сложившаяся система комплектования маточных стад высокопродуктивным молодняком - от племзавода и репродуктора к товарной ферме - была разрушена. В результате мы получили существенное снижение использования генетического потенциала отрасли и стагнацию отечественного животноводства.
Из-за низкого уровня селекционно-племенной работы и хронического недофинансирования племенного животноводства с внутреннего рынка отечественная племенная продукция была вытеснена более эффективными зарубежными генетическими ресурсами. Так, на протяжении последних лет отмечен устойчивый тренд завоза импортных генетических ресурсов для селекционных преобразований и обеспечения производства через самостоятельное разведение.
До принятия ответных санкционных мер и девальвации национальной валюты негативное влияние импортозависимости не ощущалось так остро. Однако после постоянных внешнеполитических изменений стоимость генетических ресурсов постоянно росла, и это сделало отрасль зависимой не просто от импортных технологий, но и от геополитической обстановки в мире.
Почему бы не купить российское?
Отечественное скотоводство не может полностью восполнить потребность отрасли в ремонтном молодняке, отвечающем требованиям современного рынка, и в результате российские сельхозтоваропроизводители вынуждены завозить большое количество поголовья скота как для вновь построенных ферм, так и для уже функционирующих предприятий.
За 2013-2017 гг. объем субсидий, выделенных на поддержку племенного животноводства из федерального бюджета, составил 18,4 млрд. руб. Это позволило сформировать на территории страны сеть племенных предприятий. К 1 января 2018 года племенное животноводство в стране было представлено 2540 племенными стадами сельскохозяйственных животных, в том числе 16 селекционно-генетических центрами и 360 сервисными организациями в 81 регионе России.
Однако несмотря на такой масштаб, основой племенной базой отрасли являются породы, хоть и адаптированные к местным природно-климатическим условиям и технологиям производства, но в большинстве своем не соответствующие современным требованиям индустриального животноводства.
Значительное отставание по показателям продуктивности местных пород крупного рогатого скота и все еще остающийся достаточно низкий уровень селекционно-племенной работы не позволяют скотоводству России выйти на качественно новый уровень развития и стать конкурентоспособным на мировой арене.
Эта тенденция является одним из основных препятствующих факторов для устойчивого развития молочного скотоводства и наращивания объемов производства молока. Мы получили замкнутый круг: дефицит молока-сырья приводит к наполнению внутреннего рынка импортной молочной продукцией и недополучению отечественными предприятиями дополнительной прибыли, необходимой для проведения селекционных преобразований.
Кто работает на российском рынке?
Импорт генетических ресурсов обеспечивается за счет поставок из ведущих мировых селекционных центров, расположенных в странах Западной Европы и Северной Америки. При этом импорт спермопродукции и эмбрионов обеспечивается за счет США и Канады, на которые приходится 67,5% и 25,3% от общего объема импортируемой в 2017 году спермопродукции, что выше чем в 2016 году США – 46,3% и Канады – 41,1%. В 2017 году отмечен рост импорта спермопродукции КРС до 15,6 млн долл. с 7,7 млн долл. в 2016 году в стоимостном выражении.
Внутренний рынок эмбрионов КРС сформирован в основном за счет поставок из США и Канады. Развитие данного сектора сдерживает технологическая отсталость и низкий уровень внедрения инноваций в отрасли. Именно поэтому существующие объемы импорта небольшие, имеющие тенденцию к снижению.
Другим сдерживающим фактором применения трансплантации эмбрионов является девальвация национальной валюты, что привело к резкому росту цен. Это, наряду с малым охватом предприятий, использующих технологию трансплантации эмбрионов, привело к сокращению импорта в стоимостном выражении с 2,5 млн долл. в 2015 году до 287,5 тыс. долл. в 2017 году.
На сегодняшний день импортируется именно скот и именно молочного направления продуктивности, поскольку потребности мясного скотоводства России обеспечены собственными племенными ресурсами. Импорт племенного КРС обеспечивается за счет поставок из Нидерландов, Германия, Дании и Венгрии, на долю которых в 2017 году приходилось 36,8%, 34,9%, 14,1 % и 10,5%.
Средняя стоимость одной головы составляет 133,9 тыс. руб. Это говорит нам о достаточно низкой цене племенных животных и их племенной ценности. Девальвация рубля и значительное удорожание племенных животных заставляет приобретать более дешевый скот. Экономия приводит к снижению уровня его продуктивности, адаптации и устойчивости к различным болезням. Такие животные, как правило, чаще имеют проблемы с воспроизводством, что не позволяет предприятиям обеспечить собственную репродукцию и ремонт стада.
К чему привели ответные санкции?
В 2017 году отмечено резкое возрастание импорта племенного КРС до 62,9 тыс. гол. с 32,9 тыс. гол. в 2016 году и 32,8 тыс. гол. в 2015 году из-за отмены в ноябре 2016 года 10% ставки по НДС на импорт племенных животных. Это решение снизило конкурентоспособность отечественных племенных предприятий и увеличило зависимость отрасли от импорта, доля которого достигла 43,6%.
На рынке генетических ресурсов скотоводства отмечается устойчивая высокая зависимость от импорта продукции из стран, попавших в санкционный список, прежде всего, США и Европы. Дальнейшее ужесточение санкционных противостояний может привести к дефициту высококачественных племенных ресурсов и негативно сказаться на развитии молочной отрасли.
Отечественная племенная продукция на глобальном рынке сохраняет низкий уровень конкурентоспособности. Экспорт сельскохозяйственных животных носит малочисленный и локальный характер, как правило, он ориентирован на страны СНГ. Это должно заставить задуматься о зависимости российского животноводства, прежде всего, при принятии решений об усилении санкционных противостояний.
В сложившейся ситуации необходимо разрабатывать автоматизированные информационно-аналитические системы селекции с центрами IT-поддержки и хранения данных, стимулировать производство ветеринарных препаратов, кормовых добавок и расходных материалов для искусственного осеменения и проведения зоотехнических мероприятий на территории страны, и лишь потом отрезать себя от внешних поставок, создавая препятствия развитию молочного сектора.
Тихомиров Алексей Иванович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономики и организации животноводства ФГБНУ «Федеральный научный центр животноводства – ВИЖ имени академика Л.К.Эрнста» E-mail: tikhomirov991@gmail.com