Чего ожидать от нового вице-премьера по АПК
Два дня назад сообщили о возможном выдвижении экс-главы Минсельхоза Алексея Гордеева на пост вице-премьера по АПК. Пока вся отрасль ждет, когда назовут имя кандидата на пост нового министра, мы решили выяснить, чем же запомнился Гордеев на посту, который он занимал целых 10 лет.
Чтобы понять, чего ожидать от Гордеева на посту в правительстве, Milknews собрал цитаты бывшего министра по актуальным проблемам отрасли – фальсификату, ситуации с Белоруссией, господдержке и интервенциям, а также изучил его работу в Воронежской области.
Чем он запомнился на посту министра сельского хозяйства?
Алексей Гордеев пришел на пост министра сельского хозяйства сразу после экономического кризиса – тяжелых 1990-ых годов и дефолта 1998 года. Одна из его первых инициатив на посту министра – субсидирование сельхозпроизводителей и списание их долгов. Планы Гордеева не получили поддержки, но были реализованы частично – в начале 2000-ых по закону о финансовом оздоровлении АПК реструктурировали долги перед государством и внебюджетными фондами (120 млрд руб.), и президент РФ подписал указ о списании пеней и штрафов на 57 млрд руб.
В это же время в сельскохозяйственный сектор пришел крупный бизнес, непрофильные инвесторы – стали создаваться различные агропромышленные холдинги.
В 2000 году Гордеев участвовал в воссоздании Россельхозбанка, где государственный капитал составлял 100%, а потом занял в нем пост председателя наблюдательного совета. Именно работа Россельхозбанка дала толчок для формирования системы земельно-ипотечного кредитования.
В 2005 году предлагал дать сельскому хозяйству в России статус особой экономической зоны с нулевыми налогами, хотя в тот момент налоговая ставка у аграрно-промышленного комплекса была самая низкая в стране.
Гордеев выступал за то, чтобы российские продукты преобладали на внутреннем рынке, в 2008 году была разработана доктрина продовольственной безопасности. Доктрина предполагала увеличение доли отечественной сельхозпродукции на российском рынке зерна – до 95%, молока – от 90%, мяса – от 85%. Позднее, при вступлении в 2012 г. России в ВТО, эти меры помогли защитить отечественных производителей.
С 2002 года Россия из импортера стала экспортером зерна. В 2008 году Россия собрала самый большой за предыдущие 15 лет урожай зерна. Гордеев также инициировал введение квот на импорт мяса и начал тарифную защиту свеклосахарного сектора.
Гордеев работал над двумя аграрными законами: Земельным кодексом и законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2003). В частности, законы требовали, чтобы земли сельхозназначения использовались строго по назначению, если их покупали или брали в аренду, иначе земли могли изъять.
Одним из важных достижений можно считать нацпроект «Развитие АПК» и принятие закона о развитии сельского хозяйства, следствием которого стала разработка пятилетней госпрограммы, где впервые были записаны конкретные меры и суммы господдержки.
Вопросы господдержки
Заложив в законодательство господдержку АПК в том виде, в котором мы знаем ее сейчас, Гордеев эффективно использовал ее и во время работы в Воронежской области.
На посту губернатора Гордеев неоднократно вручную решал проблемы с господдержкой АПК в регионе – в 2016 году сельхозпроизводители региона ждали возмещения капексов по завершенным проектам, региональные чиновники подавали документы в Минсельхоз, но министерство не проводило заседаний комиссии по отбору проектов и даже не назначало ее дату.
Показательной стала ситуация с молочным комплексом «Эконивы» в Воронежской области - он был построен в течение 2016 года, в начале 2017-го в комплексе уже было поголовье, а ожидаемой компенсации в 250 млн руб. компания так и не получила. Тогда Гордеев встретился с Дмитрием Медведевым и объяснил ему необходимость провести срочный отбор проектов. В итоге Минсельхоз по поручению премьера проработал предложения Гордеева.
В апреле 2017 Гордеев обращался к Медведеву с просьбой увеличить объемы субсидий российским аграриям – по мнению экс-министра, необходимо было увеличить поддержку на 9 млрд руб. субсидий на краткосрочные кредиты и 10 млрд руб. на инвестиционные. Таким образом, господин Гордеев поддержал позицию главы Минсельхоза Александра Ткачева, который добивается выделения этих средств в условиях исчерпания лимитов.
На тот момент потребность Воронежской области по двум видам кредитов составляла 2,2 млрд руб. субсидий. В профильном департаменте областного правительства пояснили: «Только на молочное животноводство нам нужно 400 млн руб. дополнительных субсидий, существующие лимиты фактически исчерпаны. Если на весенние полевые работы аграриев удалось частично обеспечить льготными короткими кредитами, то на осенние субсидий уже нет, за исключением направления поддержки малых форм хозяйствования, по которому лимит еще не исчерпан».
Ранее федеральные инициативы воронежских властей относительно субсидий в АПК, продвигаемые губернатором и экс-министром сельского хозяйства, неоднократно одобрялись. К примеру, в конце 2016 года главе региона после обращения к Дмитрию Медведеву удалось добиться ускорения проведения комиссии по отбору инвестпроектов для субсидирования. Обращение к Минфину и Минсельхозу в марте 2017 касалось пересмотра ряда положений о льготном кредитовании. Тогда курирующий АПК вице-премьер регионального правительства Виктор Логвинов по поручению губернатора предложил передать полномочия по одобрению льготных кредитов от Минсельхоза на уровень субъектов, не ограничивать прием заявок в банках утвержденными лимитами, а также установить распределение субсидий между регионами на основе данных прошлых лет.
Ситуация с Белоруссией
Гордеев комментировал и ситуацию с Белоруссией, заявив, что государственные органы, в ведении которых находится контроль экспортной продукции, не справляются со своими полномочиями, поскольку на российский рынок продолжает поступать некачественная молочная продукция из Белоруссии.
«Сегодня особое беспокойство вызывает поставка некачественной молочной продукции, в основном с территории Белоруссии. Есть понимание, что это - экспортная продукция недобросовестных производителей из Украины и Польши, которая под видом белорусской продукции поставляется на российские рынки. Можно сказать, что государственные органы, которые должны контролировать эти товарные потоки, не справляются со своими полномочиями, и надо с этим разбираться на высоком уровне, в том числе в рамках межправительственных отношений», - сказал Гордеев по итогам визита на молочный завод по переработке молока и производству молочной продукции группы компаний "Ростагроэкспорт" в Пушкинском районе Московской области.
Экс-министр подчеркнул, что контрольным и надзорным органам Роспотребнадзору и Россельхознадзору необходимо консолидировать усилия и договориться о регламентах совместных проверок в целях недопущения попадания фальсификата в магазины.
«Наша задача - защитить добросовестного отечественного производителя, чтобы в итоге молочная продукция была качественная, соответствовала сертификатам и была доступной по цене», - добавил Гордеев.
Борьба с фальсификатом
Для главного инициатора доктрины продбезопасности вопросы фальсификата стоят особенно остро. Еще на посту губернатора Воронежской области Гордеев жаловался на низкую эффективность работы Роспотребнадзора:
«Так называемое применение пальмового масла звучит уже лет 5 на всех уровнях, но никто не берётся взять и решить этот вопрос. Хотя, очевидно, что надо просто взять дубину хорошую и тем организациям государственным, отвечающим за эту проблему, начинать работать. Прежде всего, речь идёт о Роспотребнадзоре».
Во время губернаторства Гордеев довольно жестко пресекал попытки поставлять фальсифицированную продукцию в регион. В 2016 году он поручил составить «черные списки» недобросовестных поставщиков продуктов питания, поводом для этого послужила информация о выявлении производителей фальсифицированной молочной продукции, которые были поставщиками в соцучреждения. Тогда глава региона дал поручение применять к нарушителям «самые жесткие меры».
«Надо отсекать недобросовестных производителей, заносить их сразу в «черные списки» и к торгам вообще не допускать. А если всплывают случаи повторные, когда перерегистрировался и снова стал участвовать в торгах с фальсификатом — привлекать правоохранительные органы и, если потребуется, заводить уголовное дело».
Хронология событий в этой истории выглядела следующим образом:
- Осенью 2015 года 25 школ Левобережного района Воронежа из-за сбоя в поставках подготовили документы для досрочного расторжения договора с поставщиком молока — компанией «Воронежпродукт». Приостановка поставок молока стала поводом для критики в адрес руководителя городского управления образования и молодежной политики Константина Викторова со стороны губернатора Алексея Гордеева. Впоследствии чиновник покинул должность.
- В середине июня 2016 года Алексей Гордеев поручил составить «черные списки» недобросовестных поставщиков продуктов питания. Поводом для этого послужила информация о выявлении 2 производителей фальсифицированной молочной продукции, которые были поставщиками учреждений социальной сферы.
- В январе 2017 года суд постановил закрыть воронежскую фирму «МЛК» за поставки фальсификата молочной продукции местным бюджетным учреждениям.
В начале этого года в ходе поездки на комплекс ООО “ЭкоНиваАгро” в Бобровском районе Гордеев вновь поднял тему фальсификата - он предложил председателю правления «Союзмолоко» Андрею Даниленко обратить особое внимание на контроль качества молочной продукции по всей цепочке – от фермы до торговой точки.
«Возможно, стоит отдать эти полномочия целиком Россельхознадзору. Должен кто-то один контролировать весь процесс, чтобы был результат. Сегодня сельское хозяйство и, прежде всего, животноводство – основа экономики сельских территорий, основа жизни. Если мы будем сбалансировано развивать город и сельские территории, то Воронежская область будет иметь хорошие перспективы по целому ряду направлений и даже такие сложнейшие задачи, как демографическая, можно решить. Нужно привлечь как можно больше молодежи в сельские территории, чтобы здесь пошел прирост населения. Наша глобальная задача – сделать жизнь лучше в целом в территории, в каждом населенном пункте».
Интервенции
С 2009 года по инициативе Гордеева Минсельхоз начал интервенции для стабилизации цен на молоко.
Гордеев комментировал, что интервенции необходимо проводить в межсезонье, когда цены на молоко и молочную продукцию меняются. Молочные интервенции планировалось осуществлять в масштабах, позволяющих удержать цены на оптимальном уровне. Тогда Гордеев согласовывал свои намерения с первым вице-премьером Виктором Зубковым, который помогал осуществлять этот план. Тогда министр планировал, что интервенции на отечественном рынке молока будут закреплены в ведомственной целевой программе по развитию молочного животноводства.
В мае 2017 Гордеев выступал против молочных интервенций:
«Тема неактуальная, непродуманная. Сейчас дефицит сырого молока. Странно ставить этот вопрос, когда есть другие приоритеты. Более того, не зашел дальше вопрос, что мы будем делать, когда закупим лишнюю молочную продукцию», – заявил Алексей Гордеев после круглого стола Комитета Госдумы по аграрным вопросам в Воронеже.