Нас волнует разница между себестоимостью и закупочной ценой
Milknews поговорил с заместителем генерального директора СХП "Вощажниково", одного из крупнейших в России производств молока, Олегом Долинным о прогнозах рынка в России, перспективах развития кооперации, государственной поддержке сектора и планах компании на будущее.
Milknews: Вы - одни из лидеров отрасли, и нам в первую очередь интересно ваше видение рынка, ваши ощущения от того, что происходит, ваши прогнозы того, что будет происходить. В Московской области проходит IV Международный агропромышленный молочный форум, где многие эксперты и чиновники выступали с очень оптимистичными заявлениями: сектор будет расти, через 5 лет заместим импортные сыры, давайте идти на экспорт. Скажите, вы разделяете такой оптимизм?
Олег Долинный: Если переработчики пойдут на экспорт, то для нас как производителей это, конечно, хорошо - появится потребность в сырье. Это положительный момент, но я не думаю, что будет такая возможность. Часть компаний, занимающая значительную долю рынка, иностранная. Я не очень верю, что тот же Danone будет производить здесь, а везти продукцию во Францию. Мы как крупные производители ориентируемся на спрос, на закупочную цену. Летом, когда идет сезон большого молока, когда "колхозы" отправляют стадо на выпас, и на рынке появляется дешевое сырье, мы стараемся снизить производство. Хотя со своей стороны мы готовы наращивать производство и за счет менеджмента, и за счет ввода новых мощностей. В целом нас волнует, прежде всего, разница между себестоимостью и закупочной ценой. В 2014 году, когда санкции начались, и курсы валют сильно подскочили, себестоимость очень выросла, в какой-то момент она обогнала цену реализации. Наш рынок чем характеризуется? Чем сильнее пружина сжимается, тем сильнее пружина выстреливает. Чем больше нас давят ценой переработчики в то время, когда им молока хватает, тем больше выстреливают наши запросы, когда молока не хватает и необходимо компенсировать потерю рентабельности в предыдущий период. Нам было бы интереснее, и переработчикам тоже, если бы она была ровная.
Milknews: Вы упомянули, что себестоимость с 2014 года значительно выросла. Но при этом значительно увеличилась цена на сырье. Союзмолоко приводил данные, что стоимость сырья поднялась на 70% за последние годы. Как вы оцениваете?
Олег Долинный: Проблема в том, что себестоимость все считают по-разному. Я считаю, что в себестоимость нужно включать абсолютно все расходы, и амортизацию в том числе. Если у кого-то нет инвестиционных вложений, и ферма уже давно самортизировала, у него будет фактически операционная себестоимость - корма, ГСМ и тд. У него своя себестоимость, а у нас - иная. У нас разное понимание ситуации - у ферм традиционных и индустриальных, которые постоянно инвестируют в производство. Да, цена на сырье росла. Себестоимость выстрелила, но ведь спрос упал, покупательская способность снизилась - и соответственно, сократились продажи у переработчиков. И они не имели возможности поднять нам закупочные цены на молоко настолько, насколько нам нужно. У нас, конечно, всегда сохранялся антагонизм в отрасли, но здесь он обострился. Обычно, когда много молока - цена падает, мало - растет, а сейчас включились и другие факторы. Если объективно, то цена на молоко должна вырасти, а она не растет, так как уперлась в сбыт конечной продукции.
Milknews: В такой ситуации какой вы видите роль государства? Необходима господдержка или может быть стимуляция спроса?
Олег Долинный: Да, государство активно должно участвовать в этом деле. Во многих странах практически все молочники объединены в кооперативы, и такие проблемы решаются внутри одной организации, где есть и фермы, и свои перерабатывающие мощности, и консультационные центры. Скачки цен нивелируются, и у нас тоже нужно эти волны сглаживать каким-то образом. Сложный вопрос … Государство, возможно, и должность стать образно руководством большого кооператива, объединять молочников.
Milknews: Но у нас же нет кооперативов таких. Почему?
Олег Долинный: Там фермы маленькие, другая культура, другое отношение к частной собственности, сформированная столетиями. У нас чуть более 20 лет всего частной собственности. Может быть, и мы когда-то к этому придем. Больших ферм в Европе почти нет, за небольшим исключением в странах, где осталось социалистическое наследие.
Milknews: Чтобы избежать таких скачков, планировалось провести интервенции. Считаете ли вы такой инструмент жизнеспособным и действенным в России?
Олег Долинный: В чем опасность нашей страны? Сказали, что будут интервенции, и где они? На прошлом Съезде Союзмолоко выступали представители Белоруссии. И вот если они сказали, что цена будет такой, а кредит - 3%, то они такими и будут. У нас как? Для одних кредит 5% годовых, а другой не подходит по критериям, обещают дать субсидии на молоко, а их нет. Мы же рассчитываем в своих бизнес-планах на эти субсидии - и вот в одном квартале они есть, а в другом половина, а еще полгода вообще по нулям, и весь бюджет полетел в тар-тарары. Ведь индустриальные комплексы постоянно вкладываются в расширение, модернизацию, новую технику. Если владелец не получил запланированную субсидию, то получил кассовый разрыв, там задолжал, здесь задолжал - и так вплоть до банкротства. Скот продают, ферма стоит, деньги потрачены - через год объект уже не спасти. Здесь тоже должно подключаться государство. Стабильность нужна, а не так: дадим под 5%, нет, дадим, но не всем, а вам в следующем году может быть. Даже если ты попал в список, может оказаться, что субсидия не на весь период, а на полгода. Это называется изменение правил в ходе игры.
Milknews: В отрасли активно обсуждается вопрос целесообразности субсидий на литр товарного молока, так как она поддерживает неэффективные хозяйства, а их не нужно поддерживать. Вы согласны?
Олег Долинный: Любая субсидия важна. Вся эта субсидийная кухня так трансформировалась за последние годы. Сначала они менялись из-за вступления в ВТО, когда нам сказали: вот эти субсидии мы уберем, так как это противоречит правилам ВТО, а дадим вот эти. Теперь и тех нет, и новые убрали. Субсидия на литр ясная и понятная: ты молоко произвел, получил, произвел меньше - получил меньше. То, что убрали лишние критерии, я считаю, это только плюс.
Milknews: Есть также предложение стимулировать спрос через помощь социально незащищенным группам граждан. Думаете, это нужно?
Олег Долинный: Мы уже субсидировали покупку концентрированных кормов, и получили что? Поддержали производителей концентрированных кормов. Хочешь, чтобы было больше молока - субсидируй производителей молока. Да, надо пропагандировать здоровый образ жизни. Мы сами видим, что сейчас есть эта тенденция, и молодежь в деревнях меньше курит, меньше пьет. Может, вам это не так заметно. Та же кампания по здоровому образу жизни, потреблению молочных продуктов - “Три молочных продукта в день” потихонечку достучится, люди хотят жить лучше.
Milknews: Вы чувствуете себя жертвой большого количества мифов о молоке?
Олег Долинный: Да, на рынке сейчас много конкурентов молочным продуктам. Авторы мифов, исполняют их заказы. Сейчас модная идея – пища растительного происхождения. Многие считают, что производство молока или мяса наносит вред экологии. Но раньше растительная пища была значительно дешевле "животной", а сейчас пучок зелени стоит более 100 рублей. И это нужно продавать. Разве у него такие же затраты на производство, как у молока? Осеменить, получить отел, выращивать, лечить, доить, перерабатывать - стоит столько же?
Milknews: В последние годы много говорят о том, что не только нестабильность господдержки негативно влияет на рынок, но и большое количество административных барьеров. Вы как оцениваете их вклад?
Олег Долинный: Я согласен, что такая проблема есть. Отсутствие субсидий уменьшает доходы, а эта статья увеличивает расходы, и конечно, отражается на себестоимости. При принятии таких решений нужно обязательно проводить оценку совместно с бизнесом, обсуждать, проводить расчеты. У нас пока так: мы решили, и значит так будет.
Milknews: Вы готовы к ЭВС?
Олег Долинный: Мы работаем с 5 контрагентами, поэтому для нас это не проблема. Мы уже давно работаем в системе в тестовом режиме. Вот у переработчиков проблемы: у них тысячи партий и партнеров. Лично мое мнение - эффективность таких решений с точки зрения повышения качества продукции теряется во всех этих хитросплетениях. Все они начинаются со здравого желания и благой цели, но там же и заканчиваются.
Milknews: Вы не пожалели, что пошли в молоко? Будете строить 7 комплексов, как планировалось?
Олег Долинный: Сейчас уже поздно жалеть о чем-то. Мы-то в целом готовы строить, хотя, безусловно, было легче, когда комплексы вводились один за другим, и была своя строительная организация, которой сейчас уже нет. Достройка завода пока также не идет бурными темпами из-за сложившейся ситуации в секторе. Да, качественный эксклюзивный товар всегда пользуется спросом, но все-таки 350 т в сутки эксклюзивного товара - это много. Плюс, когда только ввели санкции, было легче занимать рынок: место на полке освободилось, и ты его занял. Сейчас же уже нужно пробивать его себе, расталкивая локтями конкурентов.
Milknews: Вы планировали производить цельномолочную продукцию, кисломолочную. Сейчас и Агрокомплекс имени Ткачева, и ЭкоНива Штефана Дюрра строят сыродельные заводы. Вы не задумались переквалифицировать завод?
Олег Долинный: Сейчас это направление действительно популярно, так как условия на рынке есть, хотя и созданные полу-искусственно. Мы пока не определились до конца.
Milknews: Сейчас многим хорошим хозяйствам делают предложения о покупке иностранные инвесторы - Китай, Таиланд, Вьетнам. Вам не поступали предложения?
Олег Долинный: У нас регион не очень привлекательный с точки зрения климатической зоны. Их скорее интересуют более южные субъекты - Тула, Калуга, Рязань. Там более мягкий климат, хотя вроде бы находимся мы не так далеко друг от друга. Тем не менее, у нас более короткий сезон, меньшая сумма температур, маленькие поля и менее плодородная почва.
Источник: http://milknews.ru/interviu-i-blogi/interviu-i-blogi_788.html
© Milknews - Новости молочного рынка