Миллион тонн зерна нам по силам!
Наш корреспондент беседует с вице-премьером — министром сельского хозяйства республики Сергеем Артамоновым.
Федеральный праздник аграриев страны уже прошел. Но труженики села нашей республики по давнишней традиции празднуют, когда на полях не остается ни одного колоска. Кое-где, правда, добирают последние клубни картофеля, кочаны капусты и свеклу, но многомесячная изнурительная страда, можно считать, позади.
Праздники в районах уже прошли. Сегодня лучшие представители АПК соберутся в Чебоксарах, чтобы подвести итоги и чествовать самых достойных. А «Советская Чувашия», воздавая им дань уважения, предоставляет слово руководителю аграрной отрасли Чувашии.
— Сергей Геннадьевич, один из главных итогов завершающегося сельскохозяйственного года — без преувеличения, рекордный валовой сбор зерна. В какой мере это заслуга «небесной канцелярии» и непосредственно самих аграриев — их усилий, мастерства?
— На самом деле последние 20 лет столько зерна не собирали — всего намолочено 729,6 тысячи тонн. Хотя год держал нас в постоянном напряжении: на три недели позже вышли на сев, потом зарядили дожди, солнца мало… Поэтому ждали меньшего сбора зерновых.
Сейчас, после уборки, многие говорят, что можно было получить более весомый урожай. Понятно, о потенциальной прибыли всегда можно рассуждать, мечтать… Но и при достигнутых показателях год считаем в целом благополучным. Хотя, безусловно, потенциал имеется. Если бы в республике обрабатывались все пахотные земли, дополнительно было бы собрано порядка 150 тысяч тонн зерна. Но для этого надо всем эффективно работать. Почему одни на хороших землях больше 20 центнеров с гектара не собирают, а другие на менее плодородных — по 40 центнеров получают? Если наращивать урожайность ежегодно на 2-3 центнера, рубеж в миллион тонн зерна в республике вполне можно перешагнуть. Это доказывает опыт АПК всей страны. В России нынче собрано уже более 130 миллионов тонн, тогда как в самом урожайном 1978 году было лишь 127 миллионов.
Валовой сбор зерна в 2017 году в Чувашии составил 729,6 тыс. тонн против 653,5 тыс. в 2016 году. Урожайность — 27,1 центнера против 23,1 центнера.
Правда, встает вопрос, куда девать зерно. Тут много факторов, один из них — аукается эпизоотическая ситуация в стране по африканской чуме свиней. Нас буквально обложили вокруг, мы не можем вывозить зерно за пределы страны.
— А какова ситуация с ценами на сельхозпродукцию, в том числе на зерно? И так ли уж необходимо республике стремиться к миллионному зерновому рубежу?
— Многие сельхозпроизводители начинают жаловаться на то, что цены на зерно низкие. Во-первых, качественное зерно всегда достаточно дорогое, а вот некачественное фуражное дорогим быть не может — это надо признать. Поэтому необходимо работать над соблюдением севооборота, повышением плодородия почвы. Не бывает так, что в нее ничего не вносишь — ни минеральных удобрений, ни органики, а урожай получается обильным.
К тому же у некачественного зерна высокая себестоимость — во многих хозяйствах нет сушилок и хорошего сортировального оборудования, приходится платить за сушку и очистку хлебоприемным предприятиям. Хотя в большинстве хозяйств нынче отремонтировали и запустили сушилки.
Президент России озвучил на следующий год 20 миллиардов рублей дополнительных ассигнований в сельское хозяйство страны. 17 миллиардов из них пойдут на субсидирование процентных ставок по кредитам, остальная сумма — на компенсацию затрат на перевозки зерна по железной дороге до морских портов. У нас в республике в целом нет излишков зерна, но многие сельхозтоваропроизводители все же его продают. И дополнительное стимулирование в этом плане может способствовать повышению цен.
Целесообразно ли добиваться сбора одного миллиона тонн зерна? Да, целесообразно, потому что нам не хватает порядка 150 тысяч тонн ежегодно для удовлетворения собственных нужд. И нужно стремиться не завозить недостающее, а производить у себя. Возможности для этого есть — это и необработанные еще земли, и обновление техники, и рабочие места.
Что касается структуры посевов, мы не заставляем сельхозпроизводителей сеять ту или иную культуру, лишь рекомендуем. Например, в этом году советовали не сокращать площади под картофелем, но многие не прислушались и пожалели. Сегодня он продается с поля по 16 рублей за килограмм — это очень хорошая цена. В последнее время рекомендуем расширять площади под высокомаржинальными культурами. В этом году будет произведено больше 11 тысяч тонн семян масличных — в пять раз больше прежнего. Неплохую рентабельность дают горчица, соя, рапс.
Что касается цен на животноводческую продукцию, в целом по сравнению с прошлым годом они не упали. Свинина и мясо птицы, правда, немного подешевели, молоко осталось на том же уровне — 21 рубль за литр у сельхозпредприятий, 18,8 рубля — у населения. У хозяйств, которые занимаются животноводством и растениеводством, шансов заработать больше.
— Коль заговорили о животноводстве… С какими результатами встречаем праздник в этой отрасли? Какие новые инвестиционные проекты здесь реализуются?
— На личных подворьях, к сожалению, снижается производство молока. Зато у фермеров за последние шесть лет оно увеличилось на 28 процентов, в сельхозорганизациях — на 3-4 процента. Но тут надо иметь в виду, что на долю частников приходится порядка 70 процентов валового надоя, и если у населения он упал на 3 процента, то остальные 30 процентов производителей должны поднять «валовку» на 6 процентов, чтобы в целом по республике объемы молока хотя бы не упали. Тем не менее по году они ожидаются выше прошлогоднего.
Сложнее ситуация в мясной отрасли. Такой крупный производитель мяса птицы, как «ЮРМА», снизил объемы на 17 процентов, на 10 процентов упало производство на «Чувашском бройлере». Но есть обнадеживающая прогнозная динамика у птицефабрики «Акашевская».
Одобрен проект ее реконструкции, она уже идет. И «ЮРМА» также обещает догнать прошлогодние показатели. Так что намеченного на год рубежа в 117 с половиной тысяч тонн мяса мы достигнем. По молоку — 430 тысяч тонн, яиц будет произведено 255 миллионов штук.
Общий объем инвестиций в АПК республики в нынешнем году (без малых форм хозяйствования) прогнозируется на уровне 3,5 миллиарда рублей. Ожидается более 100 новых рабочих мест в сельхозорганизациях и порядка 113 — в фермерских хозяйствах.
С начала года реализовано 3 крупных инвестиционных проекта в животноводстве. Еще 5 проектов находятся в стадии реализации.
Недавно открыт новый коровник на 500 голов в АО «Вурнарский мясокомбинат». В первой половине ноября будет запущен коровник на 600 голов в СХПК «Коминтерн» Красночетайского района. В этом году будет достроена козья ферма в Батыревском районе. В ООО «Караево» Красноармейского района достраивается помещение на 250 коров. И это не все проекты…
— Вы назвали как один из факторов увеличения сборов зерна и других культур обновление техники. Как с этим сейчас обстоит дело?
— С сожалением приходится признать, что износ техники остается высоким. Половина парка тракторов старше десяти лет, от трех до десяти — 40 процентов. И лишь остальное моложе трех лет. Примерно та же картина по комбайнам — с той лишь разницей, что доля «десятилетних» и старше машин меньше. Тем не менее республика на девятом месте в стране по энергообеспеченности сельского хозяйства в расчете на единицу площади — 254 лошадиные силы на 100 гектаров сельхозугодий. По стране — 200. В Чебоксарском районе, кстати, этот показатель составляет уже 447 «лошадей», в Батыревском, Канашском — 386. Тогда как в Алатырском и Шемуршинском — по 89.
— Сельчанам не приходится жаловаться на отсутствие государственной поддержки. Какие ее формы наиболее востребованы? И как отслеживается эффективность использования казенных денег?
— На строительство коровников предусматривается возмещение прямых затрат в размере 30 процентов. Кроме этого, выделяются инвестиционные кредиты по льготным ставкам 5 процентов, а в банках их могут «уронить» и до 2 процентов.
Остается в силе и такая известная форма поддержки, как гранты на развитие начинающих фермеров и семейных ферм. На эти цели в нынешнем году республике в рамках единых субсидий выделен дополнительно 131 миллион рублей. Это позволит получить такие гранты еще 20 начинающим, 9 семейным фермам против прошлогодней численности. Размер грантов — по 3 миллиона начинающим, по 10 — семейным.
И каждый бюджетный рубль должен, конечно, использоваться правильно. Если все получатели будут придерживаться этого, можно говорить о высокой эффективности. А если кто-то попытается «подрисовать» — плохо. Но сейчас это практически невозможно. Мы постоянно говорим: если просите поддержки от государства, будьте добры, научитесь правильно, добросовестно ею пользоваться… Напомню, Чувашия вошла в девятку пилотных регионов по казначейскому сопровождению денежных средств. То есть субсидии теперь перечисляются на лицевой счет получателя в казначействе, которое проверяет целевое использование бюджетных денег. Со следующего года все формы поддержки будут сопровождаться казначейством.
2,4 млрд рублей составит общая сумма господдержки АПК Чувашии в 2017 году
— Новые фермы, новая техника — это хорошо. Но будет ли кому на всем этом работать? Имеется в виду обеспеченность кадрами на селе, которая оставляет желать лучшего.
— Половина руководителей сельхозпредприятий жалуются на то, что работать у них некому. А половина сельчан на разных сходах, встречах — на то, что работать им негде, поэтому, мол, люди уезжают… В итоге, если все расставить по своим местам, работы в Чувашии хватает для всех. Да, чтобы заняться фермерством, требуется предпринимательская жилка. Но если ее нет, работу наверняка можно найти — если не в своей деревне, то в соседней.
Руководителям пора отходить от привлечения молодых специалистов с предложения сначала показать себя, потом уже требовать зарплату. А может, лучше сказать: будет такая-то прибыль — получишь хорошие премиальные, а на старте вот тебе оклад… Вот тогда специалист будет знать, к чему стремиться. Ведь государство в социальное благоустройство села Чувашии вкладывает огромные средства. На развитие сельских территорий только в этом году направлено больше миллиарда рублей.
Чтобы привить тягу к сельскому труду, совместно с Минобразования и сельхозакадемией мы взялись за создание агроклассов в сельских школах. Чтобы выпускник школы приходил учиться на агронома или зоотехника уже подготовленным. Хотя это не панацея — рядом успешных крупных сельхозпредприятий руководят бывшие педагоги. К примеру, Хасият Идиатуллин в «Славе картофелю», Николай Аливанов — на «Вурнарском мясокомбинате»…
Что касается агроклассов, то это не дело, когда из 30 учащихся лишь двое хотят поступить в сельхозакадемию. Значит, пока мало профессионально ориентируем ребят. Хотя подвижки в стремлении получить сельскую специальность налицо. Если в прошлом году в академии даже бюджетные места не «закрывались», то нынче уже на платные конкурс доходил до четырех человек.
— Что ж, это вселяет надежду. Что бы вы сказали аграриям Чувашии в этот праздничный день?
— Хочу пожелать больше новых идей. Избавиться от собственного страха перед рисками. Ни один крупный аграрный проект в республике без этого не реализовывался и вряд ли реализуется. А всем, кто тем или иным образом причастен к сельскому труду, — сельским педагогам, культработникам, медработникам — доброго здоровья и успехов.