Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Международный агропромышленный молочный форум в Красногорске: самое интересное

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ФОРУМА «СИСТЕМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ – ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ»

Денис Буцаев, заместитель Председателя Правительства Московской области – министр инвестиций и инноваций Московской области: В сельском хозяйстве наш регион не во всех направлениях может развиваться интенсивно. Для того, чтобы были какие-то значимые результаты, нам пришлось в какой-то момент времени определиться с приоритетами, где Московская область может создать лучшие условия.

По нашему мнению, лучшие условия - это комфортная среда для начала бизнеса: в первую очередь, земля, во вторую - доступность финансовых ресурсов и субсидий, в третью - сбыт. Для любого бизнеса, и молоко здесь не исключение, если спрос опережает производство, то производство будет развиваться интенсивно.

Что было в Московской области совсем недавно? Земли не было вообще. Если мы говорим о начале 2013 года, то была 1 тыс гектар. Это недостаточно для того, чтобы создать даже совсем маленькое производство. В настоящий момент оборот сельхозземель у нас около 200 тыс га. Мы интенсивно работаем как с государственной землей, так и с частными собственниками различными инструментами.

Ситуация с финансами, к сожалению, целиком не зависит от нас. Мы видим, что финансирование сельскохозяйственной отрасли меняется, но недостаточно быстро. Особенно сложная ситуация в “длинных” бизнесах, к которому относится молоко. Не всегда хватает залоговой массы, ставки не на том уровне, чтобы такой низкомаржинальный бизнес, как молоко, начинать. В этом отношении ситуацию с банками нельзя назвать комфортной. Хотя три банка Московской области всячески содействуют тому, чтобы ставки были нормальные, стараются творчески работать с залоговой базой. Несмотря на то, что нужно поддерживать интересные направления, нормативы ЦБ никто не отменял.

Понятный механизм возвратных денег Фонда поддержки промышленности перевернул ситуацию в развитии государственного кредитования и субсидирования. Что произошло? Была предложена схема: возвратные деньги выдаем очень дешево - 5% годовых на 5 лет. Это не могло решить всех проблем, но это был такой сильный шаг, что это программа стала самой популярной среди всех мер поддержки. Мы считаем, что то же самое нужно сделать в молочной отрасли с субсидированием ставки, чтобы молочное хозяйство встало на ноги. Если сейчас поддержку не размазывать тонким слоем, а собрать деньги в одно мероприятие, вполне возможно получится что-то интересное.

Субсидии, которые существуют, они несомненно революционны. Например, субсидии на компенсацию капитальных затрат. Является ли это таким триггером, чтобы толкнуть предпринимателей в эту сферу? Мы, к сожалению, проанализировали, что пока не является. В настоящий момент из трех ФЦП, которые существуют с 2009 года, сегодняшняя программа самая выгодная, и при этом в этой программе по разным причинам (в первую очередь из-за технико-экономических изменений, которые произошли) самый большой процент незакрытых объемов финансирования. Сейчас около 7% того, что можно назвать непокрытой частью финансирования. А был в прошлые года около 2% при меньших объемах субсидирования.

Сбыт. С одной стороны, все понятно. Москва и область - самый крупный конгломерат потребителей, здесь около 20 с лишним человек. Для производителей этот рынок доступен? Мы видим, что концентрация сетей в некоторых районах достигает 80%. Если вы не договорились с сетями, вы не можете попасть на рынок, а сети выдвигают иногда специфические требования к производителю. К сожалению, если крупные производители могут с сетями работать эффективно, то проблема для среднего и малого производителя очень существенна. Либо не пускают вовсе, либо с финансовыми обременениями. В этой связи принципиальные нам точно нужно создать условиях для сбыта молочной продукции в сетях. Маржинальность сетей с молочной продукции нужно убрать. Молоко - это социально ориентированный продукт.

Нужно разработать новый механизм субсидирования отрасли через возвратные и дешевые кредиты. Боюсь показаться неблагодарным, но мне кажется 30 млрд руб не могут быть существенны для поддержки отрасли.

Сергей Данкверт, руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору:

Если брать цифры, то масла новозеландского в Россию въезжало 80 тыс т, если брать жирность 82%. Это где-то на 1,6 млн т переработанного молока. Сейчас въезжает где-то 18-20 т продукции из Новой Зеландии. Страна потеряла конкурентоспособность на нашем рынке, потому что то масло, которое вы видели в магазинах, его сегодня нет, потому что его забирают страны ЕАЭС, фасуют, добавляют растительные жиры, чтобы было приемлемо по цене.

На примере белорусских коллег скажу: Таможенный союз, все это прекрасно, но на административных границах стоят наши посты, и они берут пробы и отправляют в лаборатории, потому что мы смотрим за выполнением требований технического регламента Таможенного союза. 349 партий фальсифицированной продукции (было зафиксировано - ред.). Вы хотите, чтобы мы инвестировали в молочную отрасль, а в молочной отрасли искаженный рынок. Я вам цифру скажу, которую никто не знает: в Белоруссию въехало 760 тыс т., а мы ввезли 860 тыс т.

Конечно, потребитель за качество, но качество не может определить сам потребитель. Он может определить вкус, цвет, запах, а сегодня он может быть очень приятный, а содержание синтетические. Это проблема других органов. Но мы отозвали 40 деклараций о соответствии, Росаккредитация отозвала декларации, но продукцию с полок никто не изымал. И эта продукция искажает рынок. Первыми на рынке становятся те, кто взял и смешал пальмовое масло с новозеландским, либо белорусское.

Инвестиции сейчас бесполезны, потому что инвестировать нужно в рынок, который конкурентен. Я задавал вопрос этот вопрос руководителю ФАС Артемьеву, но понятно, что легче на нефтяном рынке работать. Молочный рынок ни для кого не привлекательный, в том числе для инвестора. Вот ферма Чебурашкиных хочет на IPO. Не надо идти в Лондон, пусть пойдет на нашу биржу. Кто будет вкладывать деньги? Он. Дальше - кредиты и все остальное. Кто будет вкладывать из присутствующих? Один человек.

Вот я бы вложил. Когда Герман Оскарович (глава Сбербанка - ред.) снизил процент с 11 до 7%, я забрал ⅔ своих средств из Сбербанка, потому что выгоднее вкладываться в производство. Если будет порядок на рынке, то это производство привлечет государственные деньги, и вкладчиков.

Максим Протасов, руководитель Автономной некоммерческой организации «Российская система качества»

Системные инвестиции невозможно без справедливых и корректных правил игры. И что действительно важно - это спрос разбирающихся, знающих активных потребителей. Чтобы эти правила выполнялись, более чем 100 лет во многих странах существуют институты потребительских испытаний и мониторинга. Они приобретают товары как обычные покупатели, проверяют в лабораториях и предоставляют результаты покупателям в открытой и максимально понятной форме. Ряд этих товаров получают отдельные знаки и продвигаются на рынках.

Год назад в России была создана "Российская система качества". И поводом стало исследование, которое показало, что 82% нуждаются в таком институте. Недавнее исследование показало, что 57% потребителей в первую очередь выбирают продукт из-за качества, а не из-за цены.

С ноября прошлого года на еженедельной основе Роскачество проводит исследования категорий на основе методик, разработанных в специально комитете Росстандарта. Берутся самые лучшие методики из мирового и российского опыта. Мы активно работаем с Россельхознадзором, благодаря которому впервые в стране очень широко не по молочной, а по рыбной отрасли были принята методика определения подмены вида рыбы. Сейчас мы вместе рассматриваем возможность в очередном из исследований применять методику, которая поможет определять сухое молоко.

В молочной категории будут около 10 товаров, самых популярных. Первым товаром было сливочное масло традиционное с 82,5% мдж. 65 образцов были проанализированы по 100 показателям в наших лабораториях. Обнаружили 8 случае занижения жирности, 6 случаев, когда масло содержало растительные жиры. В результате продукцию сняли с полки сами продавцы.

В процессе исследования мы выявили системные проблемы в отрасли, например, бакобсемененность, и торговый оператор кивает на производителя, а производитель - на логистику и сеть.

Пьер Декруан, Вице-президент по качеству Danone:

Когда я приехал в эту страну, я был чрезвычайно удивлён, что потребители в России любят продукты с коротким сроком хранения и думают, что такой продукт лучше, чем продукт с долгим сроком хранения. Мы пытались понять, почему так, и обнаружили, что это связано со старыми потребительскими привычками. В прошлом продукты не хранились долго: через 3-5 дней их срок истекал.

Надо сказать, что в других странах продукты с длительным сроком хранения считаются безопасными. Для потребителя длительный срок хранения означает, что такой продукт был произведён в должных условиях. Для нас этот факт говорит о том, что нам предстоит проделать ещё большую работу по коммуникации с нашими потребителями в России, чтобы донести эту информацию до них. На самом деле, для потребителя должен быть важен не срок хранения, а то, насколько быстро продукт попал на полку магазина с момента получения сырья для него. Мы продолжим нашу работу с потребителями, чтобы укрепить в их сознании тот факт, что длительный срок хранения продукта это неплохо. Нам нужно разбить стереотип, что если продует имеет 30-дневный срок хранения, то это ненатуральный продукт. Единственная причина, почему продует имеет такой срок - это стремление производителя к безопасности.

Следующий аспект - это качество. Да, сейчас мы много читаем в СМИ, что 30% потребителей голосуют за доступность продукта в ущерб его качества, но для 70% качество по-прежнему остаётся на первом месте. Качество состоит из нескольких составляющих: во-первых продукт должен быть уникальным и, во-вторых, превосходить превосходить в своих свойствах остальные. Это наши основы.

Я должен уделить внимание ещё одному важному факту: продуктовой безопасности. Это то, о чем не говорят в рекламе и не пишут в СМИ. Но в этот аспект мы делаем огромные инвестиции: в людей, оборудование, системы.

Харон Амерханов, Директор Департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства РФ:

Если мы говорим о качестве продукции, невозможно получить продукцию в больших объемах и лучшего качества без хорошего генетического материала. В России, как известно, 8,2 млн коров, из них молочного направления 7,1 млн. Чистопородного скота здесь чуть больше 5 млн. И та продуктивность, которая есть сегодня (5,28 тыс кг), нас не устраивает.

С начала нацпроекта прошло больше 10 лет, и тогда было импортного генетического материала в виде нетелей и телок случного возраста 25 тыс голов. И всего было менее 5% племенного скота. Мы тогда продавали своего скота не более 30 тыс т. Сегодня из племенного стада отечественной селекции мы можем продать до 130 тыс т, в этом году реализовать 90 тыс голов молодняка. Но к сожалению, тот потенциал, который есть, мы не используем.

Сергей Данкверт, руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору:

Я вам сразу зачитаю официальное письмо Роспотребнадзора, которое касается оборота и контроля в первом квартале 2016 года. При проведении контрольных мероприятий в 2015 году и до мая 2016 года были 69 предприятий, указанных на упаковке на производители, но отсутствующих по заявленным адресам.

Вы мне скажите, на сегодня кто больше всего осуществляет противодействие электронной сертификации? Как это ни странно, почему-то коллега Даниленко (Андрей Даниленко, глава Союзмолоко - ред.), которого, кстати, сегодня не пригласили. Может быть, он уехал куда-то. А, он здесь. Вот вы мне объясните, где эта продукция в релизах? Как она учитывается? Как она продается?

О чем можно говорить, если у нас не будет прослеживаемости в Таможенном союзе. О чем можно говорить, если “Савушкин продукт” ввез 100 тыс т молока из Польши, а в Россию отправил 105 тыс т продукции. Мы должны в электронном сертификате видеть, что это молоко польское. И на границе я к нему будут относиться так, как относятся к нам, к нашим памятникам в Польше. Сегодня я вижу, что это белорусская родная продукция. Вот ни фига не выходит, извините.

Кто сегодня заинтересован в том, чтобы не было ветсертификации? Сначала всегда так, и пенициллин кололи в разные места. Екатерина II на себе испытывала прививку от оспы, и она герой. Обсуждать можно сколько угодно, но есть правительственные решения, что ЭВС будет. Противодействовать правительственному решению можно, но в части конструктивной.

Ряд крупных предприятий уже этим занимаются, в Челябинской области одна птицефабрика перешла на ЭВС. Пока не было постановления об аккредитации специалистов, которые не являются ветврачами, но могут делать ЭВС, мы не могли делать. Сегодня мой коллега Чебурашкин может аттестовать сегодня своего врача, и он будет выдавать сертификаты в электронном виде.

Сегодня массу проектов мы делаем тяжело, но он ЭВС может нам дать в мясной промышленности выявление всего того, что там может происходить. В молочной промышленности даст то происхождение, которое сегодня не можем найти. Мы имеем претензии к белорусской стороне: обнаружили порядка 30 продуктов, которые из Белоруссии и на территории России фальсифицированы. Коллеги говорят, вы сначала проследите, что это наши, это вы у себя выпустили. Было бы ЭВС, мы бы доказали.

Конечно, у нас есть деформация в сознании. Если раньше можно было бы иметь два партнера, то теперь можно иметь два партнера, и того же пола. И с точки зрения того, что происходит, неразрывно связано производство и потребление.

Безусловно, коллеги, которые делают опросы, для них это пример: без увеличения производства невозможно жить в стране. Мы должны понимать, если мы не увеличиваем производство, мы имеем снижение цены. Увеличивать потребление нужно теми программами государственными, которые были - потребление в школах, в детских садах, в медицинских учреждениях.

Какой метод сделать, чтобы деньги доходили до производителя? Кооперативное производство, переработка. Государственное и чтобы мы как вкладчики вложили в деньги, тогда будет конкуренция. Я не вижу сейчас конкуренции, я по телевизору вижу рекламу только крупных производителей. Я не вижу рекламу Минздрава, что молоко полезно для здоровья.

Если мы хотим производство увеличить, Минсельхоз должен отвечать за качество и безопасность. Сегодня Минсельхоз за качество не отвечает, значит рынок стихийный. В Канаде рынок стихийный, но государственный. А в Америке то, что будет произведено, будет либо куплено Американской продовольственной корпорацией, либо ею же будет уничтожено.

Андрей Даниленко, председатель правления Союзмолоко:

Ну как мы можем выступать, чтобы дорогие бумажные сертификаты превращать в бесплатные электронные? Мы только поддерживаем. Мы только “за”. И во всех инстанциях выступаем, что это надо делать, а вот новые сертификаты, которые никогда ранее не требовались, которые по сути дублируют функции Роспотребнадзора, с ними нужно разобраться. У нас за качество и безопасность отвечает Роспотребнадзор? Или Россельхознадзор? Давайте просто определимся, кто это делает, и пусть выдает, и несет ответственность перед потребителем за эту продукцию. Надо бороться с фальсификатом? Надо. Вплоть до того, чтобы закрывать бизнес.

Но самое главное, в чем я полностью поддерживаю Сергея Алексеевича, это вопрос государства: почему у нас нет рекламы пользы молока, как в других странах мира? Официальная статистика показывает, что потребление на низком уровне.



21 ноября 2016
14:12
Поделиться