Агропромышленный комплекс Чувашии показывает уверенный рост
12 января министр сельского хозяйства Чувашской Республики Сергей Артамонов выступил на совещании с главами муниципальных образований региона.
Сергей Геннадьевич отметил, что в 2015 году агропромышленный комплекс республики продемонстрировал уверенный рост производства, сообщает Министерство сельского хозяйства региона. За 11 месяцев прошлого года производство сельхозпродукции увеличилось на 6,8% (по России – на 2,9%, по ПФО – на 1,8%), в том числе растениеводства – на 8%, животноводства – на 5,3%. Выросло производство всех основных видов продукции.
— Если в структуре производства мяса основную долю – 71% занимают сельхозорганизации, то по молоку доля малых форм хозяйствования доходит до 66,4%, а в общем объеме производства продукции сельского хозяйства их доля составляет почти 55%, — сказал он.
Как следует из доклада Сергея Артамонова, одной из самых значительных форм господдержки, оказываемой малым формам хозяйствования, является субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам, объем которой в 2015 году составил 968,3 млн рублей (организации АПК в рамках данной формы господдержки получили 1022 млн рублей). Всего с начала реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» малые формы хозяйствования привлекли кредитных ресурсов на сумму более 26 млрд рублей, просубсидировано 4,3 млрд рублей.
На развитие общественной инфраструктуры села (обеспечение природным газом, асфальтированными дорогами, современными школами, спортивными сооружениями и фельдшерско-акушерскими пунктами) в рамках программ «Социальное развитие села до 2013 года» и «Устойчивое развитие сельских территорий до 2020 года» ежегодно направляется по 2,3 млрд рублей (в т.ч. всего за счет республиканского бюджета с 2003 года – 25,6 млрд рублей).
— Для всех муниципальных районов развитие аграрного сектора должно являться первоочередной задачей, которая позволит решить ряд вопросов. Это занятость на селе, повышение доходов сельского населения, пополнение доходной части местного и республиканского бюджетов и, наконец, продовольственное обеспечение за счет собственного производства. Здесь роль муниципалитетов состоит в том, чтобы организовать работу по оформлению земель, передаче их эффективным собственникам, — подчеркнул министр сельского хозяйства Чувашской Республики.
Исходя из разницы площади пашни (по данным Росреестра) и посевных площадей (по данным Чувашстата), к необрабатываемым землям можно отнести более 140 тыс. га, часть из которой сейчас требуется перевести в иные угодья (сенокосы, пастбища) либо в земли лесного фонда или запаса. Это является неиспользуемым ресурсом для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции. Даже при посеве на трети данной площади (50 тыс. га) можно получить в переводе на зерно 100 тыс. тонн, или на 800 млн рублей выручки.
На муниципальные районы возложена обязанность по муниципальному земельному контролю, однако на местах он фактически не осуществляется. Это ведет к нарушениям в области землепользования. Кроме того, осуществление сельскохозяйственного производства без наличия правоустанавливающих документов на земельные участки лишает сельскохозяйственных товаропроизводителей возможности получения государственной поддержки.
Показательным для оценки развития сельских поселений служит отношение численности сельскохозяйственных животных на душу населения, проживающего на данной территории.
Больше 100 голов крупного рогатого скота на сто сельских жителей (116 гол.) приходится в Старотиньгешском с/п Ядринского района, и Штанашском с/п (105 гол.) Красночетайского района, 79 голов – в Ермошкинском с/п Вурнарского района, 75 го-лов – Шыгырданском с/п Батыревского района.
В разрезе муниципальных районов сложилась следующая картина. Наименьшее количество КРС на сто жителей приходится в Чебоксарском (10 голов) и Цивильском районах (11 голов), наибольшее – в Красночетайском (47 голов) и Аликовском районах (46 голов). Наименьшее количество — 1 головы свиней на 100 жителей приходится в Аликовском районе, по 2 головы – в Чебоксарском, Ибресинском и Моргаушском районах.
— Мы с вами должны оказывать всемерную поддержку хозяйствам граждан в виде доступного ветеринарного обслуживания, организации сбора молока, обеспечения кормами, удобрениями и качественными семенами. При необходимости собирать заявки (особенно для населения пожилого возраста), участвовать в поиске продавцов кормов на приемлемых условиях. Также необходимо совместно с Минфином и Мининформполитики Чувашии внедрить на территории всей республики технологию космического мониторинга для обеспечения эффективного использования земель сельхозназначения, — сказал Сергей Артамонов.
Технологии космического мониторинга позволяют эффективно отслеживать различные аспекты сельскохозяйственной деятельности. Съемки из космоса обеспечивают точность инвентаризации сельскохозяйственных земель, выявление неиспользуемых земель, оперативный контроль состояния посевов. Внедрение космического мониторинга позволит иметь комплексную информацию о земле, которую можно использовать для увеличения собираемости налогов, страхования, эффективной продажи сельхозпродукции. По предварительным расчетам, срок окупаемости для бюджета от внедрения космомониторинга составит менее 1 года.
— Следующим важным моментом, на котором я хотел бы остановиться, является привлечение инвестиций в отрасль. Здесь роль играют много факторов. Это, прежде всего, решение земельного вопроса, о котором я уже сказал, создание комфортных условий для жизни и работы на селе, выплата достойной заработной платы, а также поиск и привлечение инвесторов, разработка и сопровождение инвестиционных проектов. Это – наша с вами общая задача, — считает министр сельского хозяйства Чувашской Республики.
В районах, где есть крупные аграрные холдинги, где смогли привлечь инвесторов (Цивильском, Батыревском, Вурнарском, Чебоксарском, Яльчикском, Комсомольском районах) происходит сосредоточение организаций, которые можно рассматривать в качестве «точек роста» для сельской территории.
Организациям, создающим новые, а также расширяющим действующее производство сельхозпродукции, в том числе за счет увеличения площади обработки земельных участков, со стороны администраций районов должны предоставляться комфортные «тепличные» условия, предоставляя подготовленные для реализации инвестиционные площадки с официально оформленными землями.
На слайде представлены объемы привлечения инвестиций за последние пять лет сельскохозяйственными организациями. Здесь видно, что первые пять муниципальных районов по сумме привлеченных инвестиций занимают две трети всей республики. В то же время в таких районах, как Алатырский, Шумерлинский, Мариинско-Посадский, можно сказать, вообще не занимались обновлением производства.
В ходе реализации новых инвестиционных проектов одной из проблем, с которой сталкиваются инвесторы, является нехватка квалифицированных трудовых ресурсов. В целях привлечения специалистов для работы в сельской местности с 2015 года 70% бюджетных средств, выделяемых на улучшение жилищных условий сельских граждан в рамках программы устойчивого развития сельских территорий, направляется на обеспечение жильем молодых работников АПК и соцсферы села.
— Хотелось бы здесь отметить, что бюджетные средства в рамках данной программы выделяются при наличии в сельском поселении реализуемых или планируемых к реализации инвестиционных проектов в сфере АПК.
Конечно, главная задача любого сельского поселения – чтобы молодежь не уезжала из села, чтобы жить и работать было интересно, а для этого, для обеспечения социальной инфраструктурой необходимо, чтобы в каждом сельском поселении имелся проект по развитию сельскохозяйственного производства.
Сейчас в сельском хозяйстве, в отличие от предыдущих лет, нет проблем со сбытом, сложившаяся цена обеспечивает высокий уровень рентабельности. И нам с вами необходимо оказать всемерную поддержку всем инвесторам, точечно работать с каждым желающим прийти в село, предлагая различные варианты, — резюмировал Сергей Артамонов.
Дата публикации: 16.02.2016 01:07:00
Дата последнего изменения: 16.02.2016 00:09:15
Источник: ИА «Светич»