Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

«Кооперация – это не «купи-продай»

«Кооперация – это не «купи-продай»

В Санкт-Петербурге продолжает работу  XXIV Международной выставки-ярмарки «Агрорусь-2015».

«Агрорусь» уже более 20 лет является эффективной площадкой для демонстрации достижений малых форм хозяйствования, в которой участвуют более 1000 отраслевых компаний, фермерских хозяйств и частных предпринимателей. В этом году участник уделили особое внимание теме импортозамещения. Представленные экспозиции демонстрируют широкий потенциал отечественного производителя.

Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Евгений Громыко сообщил, что  на государственной поддержки сельхозкооперативов  предусмотрено 400 млн рублей из федерального бюджета. Новое:  грантовую поддержку на развитие материально-технической базы для переработки, хранения и реализации произведенной сельхозпродукции получают сельскохозяйственные потребительские перерабатывающие и сбытовые кооперативы, потребительские общества.

Громыко подчеркнул, что в условиях дефицита бюджетных средств господдержка должна оказываться только эффективным кооперативам с конкретными программами и проектами, обратив внимание участников съезда на то, что большой фронт работы ложится на регионы – именно они должны разрабатывать и реализовывать собственные программы поддержки кооперации и стимулировать кооперативы к развитию на местах.

«От того, как сработают участники программы: какие проекты будут реализованы, какой будет получен результат, – во многом зависит финансирование в будущем», – отметил замминистра.

Ключевым мероприятием выставки является Третий всероссийский съезд сельских кооперативов. Сайт АККОР приводит доклад президента Ассоциации фермерских хозяйств и сельхозкооперативов России  Владимира Плотникова  на пленарном заседании «Сельскохозяйственная кооперация в условиях импортозамещения»:

– Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации является для АККОР стратегическим направлением с первых шагов фермерского движения, однако спустя 25 лет приходится констатировать, что массовой разветвленной, многоуровневой по охвату кооперации как не было, так и нет. На всю Россию – менее 6,5 тыс. действующих кооперативов, причем последние три года их численность снижается. В то же время, и отечественный, и зарубежный опыт показывают огромный потенциал сельской кооперации.

Кооперация нужна и крестьянину, и государству. Особенно эффективно может она себя проявить в сбыте готовой продукции, а это 70% фермерских хозяйств и других малых форм хозяйствования считают сегодня главной проблемой.

Если речь об импортозамещении вести всерьез, надо добиваться слаженной и бесперебойной работы цепочки «поле – склад – прилавок – потребитель», выстраивать современные логистические схемы, отсекать от рынка лишних посредников. Во всем мире эти вопросы решают кооперативы, обладающие мощной инфраструктурой, налаженными связями с торговлей, имеющие государственную поддержку.

Но у нас развитие кооперации так и не стало стратегическим направлением аграрной политики. Государство, по сути, самоустранилось от кооперативных проблем. Все внимание обращено на крупный аграрный бизнес, подчеркнул В. Плотников. В то же время, грандиозные задачи по импортозамещению, росту производства продовольствия, социальному развитию сельских территорий без кооперации не решить.

Президент АККОР предложил ряд конкретных мер по развитию кооперации, в частности:

– разработать и принять федеральную целевую программу по развитию кооперации на селе, имеющую межведомственный характер;

– при строительстве оптово-распределительных центров поставить в качестве приоритетной задачи – создание сети низовых сельских, районных ОРЦ на кооперативной основе

– укрепить нормативно-правовую базу сельхозкооперации и создавать благоприятные условия для их деятельности

– в обязательном порядке ввести представителей кооперативных объединений, союзов, ассоциаций малых форм хозяйствования в конкурсные комиссии по отбору грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

 Политика импортозамещения открывает дополнительные возможности для выхода на рынок продукции отечественного товаропроизводителя, заявил председатель НП содействия развитию крестьянских (фермерских) хозяйств, сельхозкооперативов и личных подсобных хозяйств Кировской области «Вперед» В. Яценко. Но и в этой ситуации важно то, что продукцию надо продавать ежечасно. А вывести ее на рынок невозможно без сельскохозяйственной потребительской кооперации. И это должны быть не просто кооперативы сами по себе, а именно система: сельский – муниципального района – региональный – федеральный кооперативы. Дело не в их количестве, а в их взаимодействии.

– Мы создали более 30 кооперативов в сельских поселениях, региональный кооператив, сформировали потребителя продукции, он тоже член кооператива, – поделился опытом Яценко. – Этот потребитель – торговая сеть – оказывает услуги по продаже абсолютно всей продукции по рыночным ценам и с расчетом сразу после поставки. Создали цеха по переработке овощной продукции, организовали сбыт продукции на Крайний Север.

Мы убедились: даже региональный, не то что сельский кооператив не в состоянии потянуть такую работу. Кооперация сегодня – не «купи-продай», а наука, технологии, покупка-продажа техники, изготовление оборудования.

Первое: в программе поддержки сельхозкооперации нужно выделить средства на проведение информационно-консультационной работы с населением. Мы работаем в обстановке абсолютной кооперативной безграмотности. Для сельского жителя кооперация – это дорогой райповский магазин. Надо знакомить селянина с принципами современной кооперации, рассказывать об опыте в соседних районах и областях, тогда у него возникнет понимание.

Второе: нужно понимать, что мы работаем с самой бедной частью населения. Чтобы человек поверил в кооперацию, программа ее поддержки должна быть ему понятна как средство заработать на жизнь. Мы работали со службой занятости, и безработные видели реальные деньги, которые можно получить. Именно так создавался кооператив «Исток», и сегодня его пакетированное молоко просят все, кто хоть раз попробовал.

Программа грантовой поддержки сельхозкооперативов должна быть доступна и понятна. 30% софинансирования начинающему кооперативу не потянуть. Софинансирование кооператива должно быть максимум 5%, все остальное – регион и центр.

Третье. Сейчас идет работа по созданию оптово-распределительных центров, есть программа господдержки. Идея хорошая, но механизм реализации изначально порочен. Создается коммерческая структура, главная цель которой – прибыль. Создавать ОРЦ и управлять им должен региональный сельскохозяйственный потребительский кооператив с небольшой мощностью – дальше пусть сам расширяется. И создаваться он должен с реальной и доступной государственной помощью. Эти кооперативы и создадут систему межрегиональной и федеральной кооперации.

В стране уже есть примеры. В Орловской области – целая сеть магазинов «Родное село», приходи и покупай орловскую продукцию. Такую же сеть сельхозкооперативы должны создать по всей России. Без сети нам не прожить – мы так и будем плюхаться каждый сам по себе. Сеть нам никто не создаст, мы должны ее создавать сами. Предлагаю центром ее создания сделать АККОР. Мы не просим помощи – мы предлагаем государству вместе с нами создавать то, чего пока нет: работающую систему сельскохозяйственной потребительской кооперации России.

Малые формы хозяйствования на селе сегодня имеют серьезные проблемы с доступом к кредитным ресурсам. За прошлый год в Россельхозбанке доля кредитов, выданных К(Ф)Х, составила всего 4,8%, ЛПХ – 7,5%, сообщает сайт АККОР. Утверждения банкиров о снижения востребованности кредитных ресурсов у сельских бизнесменов в связи с кризисом и стагнацией аграрного производства ничем не обоснованы, подчеркнула заместитель исполнительного директора АККОР Ольга Башмачникова на секции «Кредитная кооперация – проблемы, пути развития». Основные причины отказов банков в выдаче кредитов фермерам, согласно исследованию: низкая залоговая база – 50%, плохая кредитная история заемщика – 10%. А отказы без какой-либо внятной причины составляют 40%!

Микрофинансовые организации стоят на третьем месте по объемам кредитования малого агробизнеса после Россельхозбанка и Сбербанка, однако оживления на этом рынке нет. Напротив, идет сокращение как числа кооперативов, так и объемов кредитования.

Основная проблема – кредитным кооперативам сложно получить привлеченные ресурсы от коммерческих банков: у них высокие ставки, да и кредитование кооперативного сектора они относят к высоким рискам. Поэтому важно субсидировать не только сельхозтоваропроизводителей, но и стоимость ресурсов для кредитных кооперативов. Такой опыт уже есть в Якутии. В условиях дефицита финансовых ресурсов нужно добиваться привлекательности сельского микрофинансового рынка для населения регионов, где работают сельские кредитные кооперативы. Надо использовать потенциал бывших сотрудников Сбербанка и Россельхозбанка, оставшихся без работы после закрытия  дополнительных офисов. Они имеют прекрасные возможности привлечению клиентской базы и т.д.

АККОР, в частности, предлагает: провести докапитализацию Фонда развития сельской кредитной кооперации или долгосрочное кредитование из институтов развития; предусмотреть компенсацию процентных ставок по кредитам, полученным сельскохозяйственными кредитными кооперативами в коммерческих банках; предусмотреть механизм возмещения части процентных ставок по полученным членами СКПК займам в кооперативах через сами кредитные кооперативы; предоставлять субсидии на пополнение фондов финансовой взаимопомощи сельскохозяйственных кредитных кооперативов всех уровней из расчета 1 рубль из средств федерального бюджета на 1 рубль пополнения фонда финансовой взаимопомощи членами кооператива.

Александр РЫБАКОВ – «Крестьянские ведомости» - фото автора



"Крестьянские ведомости"
27 августа 2015
08:18
Поделиться