Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Владельцы буренок предпочитают сами пасти скотину

БЫЛА ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – ПАСТУХ
Да стала невыгодной для хозяев буренок

Одной из самых высокооплачиваемых на селе могла бы стать профессия не животновода, не механизатора, а… пастуха. За пастбищный сезон с мая по сентябрь, приглядывая за стадом на штатной основе, можно заработать до 150 тыс. рублей, или около 30 тыс. в месяц. Но сейчас пастушья клиентура, то бишь владельцы буренок предпочитают сами пасти скотину.
В мое детство, пришедшееся на 1950-60 годы, пастушье ремесло считалось весьма почетным. Помню, как по весне нанимали пастухов на общем сборе сельчан. Рядились, сколько он возьмет со двора яиц, муки, картошки, ну и самогона. Денег тогда в деревне мало было, платили в основном натурой.
Помню тогдашний пастуший кнут – целое произведение искусства, плетеное из натуральной кожи с конским волосом на конце. Длина кнута доходила до десяти метров – изловчиться и хлестнуть им было под силу только взрослому парню после тренировки. При этом кнут издавал громкий сухой щелчок, похожий на пистолетный выстрел.
Пастушьему труду, конечно, не позавидуешь – то зной, то дождь, целый день на ногах. Однако он считался в деревне не самым тяжелым. Кнут да дубинка – не ломана спинка, говорил мой дед.

ПАСТИ КОРОВ БУДЕМ САМИ…

Но в прошлое уходит это ремесло, хотя пасти пока есть кого. Частное поголовье буренок в Чувашии, несмотря на сокращение в последние годы, продолжает составлять львиную, так сказать, долю от общей численности коров. По данным Чувашстата, в период с января по май 2015 года в личных подворьях насчитывалось более 63 с половиной тысяч коров, а всего по республике, с учетом сельхозорганизаций, их было 93,4 тысячи.
Немалое частное дойное стадо в Аликовском районе. К примеру, на территории Яндобинской сельской администрации, по данным ее специалистов, насчитывается более 400 коров. Пасут их по очереди сами хозяева – такой способ практикуется уже много лет, причем практически повсеместно. Если кто-то по той или иной причине не может выгнать буренок на пастбище, взамен себя нанимает на день-два односельчанина.
Но вот штатных пастухов уже нет. И не потому что нет желающих – просто это дорого может обойтись для хозяев подворий. В последнее время утвердилась такса – 800 рублей за стадо в день. Выгоняют коров на пастбища где-то в мае, заканчивается пастбищный период в сентябре. Итого – около 150 дней, вот и считайте возможный заработок…

По данным Чувашстата, с января по май 2015 года в личных подворьях насчитывалось более 63 с половиной тысяч коров. А всего по республике, с учетом сельхозорганизаций, их было 93,4 тысячи.

Если стадо большое, скажем, голов 50-60, то еще можно подумать, ведь со двора выйдет рублей по 16. Не так уж и обременительно даже для деревенского бюджета. Но наши крестьяне, как известно, скуповаты – жизнь заставляет беречь каждый рубль, поэтому и обходятся пастьбой по очереди. Тяжеловато, конечно, ведь надо не только находить для буренок травные сытые места, но и отвечать за их безопасность. Случись что – не рассчитаешься… Да и сам пастуший труд не всегда безопасен – прошлым летом в Чебоксарском районе молнией убило немолодую женщину-пастушку.
По примеру яндобинцев пасут коров и в Таутовском сельском поселении этого же района. По словам главы администрации Анатолия Васильева, у них частное поголовье почти вдвое больше, чем в Яндобе, и потребность в наемных пастухах вроде бы есть. Некоторые мужики сами предлагают свои услуги, но получают отказ. Тогда они уходят в соседнюю Нижегородскую область – там сельчане либо более щедрые, либо просто ленивые, чтобы пасти самим. Нанимают «варягов».

ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ ВЫГОДНЕЕ

Копейку берегут не только частники, но и сельхозорганизации. Здесь тоже не везде нанимают пастухов, да и большие стада, как было в колхозном прошлом, сейчас редкость. Правда, в том же Аликовском районе молочным животноводством успешно занимается СХПК «Новый путь», где около 500 коров. А следит за стадом электропастух.
Коровы пасутся в загоне, окруженном электрической оградой. Устройство может питаться от электрической сети, солнечных батарей или от аккумулятора. В «Новом пути» установлены все три разновидности так называемого «электропастуха». По проводам течет слабый ток, для животных он безвреден, говорят специалисты. Изгородь легко переносить с места на место, пастбище в этом случае используется рациональнее и восстанавливается лучше. Пастухи избавлены от необходимости бегать за непослушными буренками и постоянно их пересчитывать. Теперь и за большим стадом может смотреть один человек. Некоторые СМИ преподносят это как новинку, но электропастух известен был еще лет сорок назад.
Газета «Советская Чувашия» не впервые поднимает пастушью тему. Семь лет назад мой коллега Лев Васильев выступил с публикацией «Буренки чахнут от тоски, опять их некому пасти». На нее откликнулся житель деревни Верхние Ачаки Ядринского района Лев Иванов. Как руководитель местного народного ансамбля «Вирьял», он возил свой коллектив в 2004 году на Всероссийский конкурс пастухов в селе Красный Бор Ленинградской области. Такой смотр тогда проходил ежегодно с целью возродить уважение к профессии пастуха.
После публикации Лев Иванов рассчитывал, что в Минсельхозе и Минкультуры республики заинтересуются этим народным праздником и создадут в Чувашии свой. Но, видимо, таким мечтам уже не сбыться. Почтение к былым традициям теперь зачастую наталкивается на экономическую нецелесообразность. И с этим, наверное, ничего не поделать…

 



"Советская Чувашия"
02 июля 2015
08:46
Поделиться