Клубника от крупнейшего производителя может сгнить на подмосковном поле
Подмосковную клубнику гонят из Москвы
Подмосковная клубника, которую мы ждали всю осень, а потом и длинную-предлинную зиму, может остаться в поле, так и не попав на стол москвича. Крупнейшего производителя этой ягоды — подмосковный совхоз имени Ленина — не пускают... в Москву. Турецкая клубника в столице есть, иранская — пожалуйста, а отечественной — нет!
— Так мы боремся за развитие отечественного села, поддержку российского крестьянина, — говорит «МК» руководитель хозяйства Павел Грудинин. — С апреля не могу получить разрешение на торговлю с наших фирменных палаток в Москве...
Тут вроде бы какого-то прямого умысла чиновников нет. Просто изменились правила игры. Если раньше разрешение на торговлю с лотков у входа в московское метро подписывали в столичных префектурах, то теперь на себя эту нелегкую миссию взвалил департамент торговли. Как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда. Неудивительно, что килограмм клубники в городе сегодня стоит 350–400 рублей. Цены-то кусаются...
Арифметика простая: за день один павильон может продать не больше тонны клубники. Вчера в совхозе собрали 63 тонны, 28 из них пришлось оставить в поле. Москва, как говорится, не принимает. Конечно, можно пойти на хитрости и заняться партизанщиной. Но этого лучше не делать, за несанкционированную торговлю в Москве на производителя накладывают штраф в 5 тысяч рублей с лотка с последующей конфискацией имущества.
По идее, разрулить ситуацию с разрешением на торговлю для совхоза чиновники обещают в ближайшие две недели. Что через две недели в городе появятся 40 павильонов от совхоза им. Ленина. Однако за это время в хозяйстве пропадет около 30% урожая.
Массовый сбор клубники в хозяйстве начался в минувшие выходные, на поля (103 гектара, однако!) выезжают москвичи-добровольцы. Павел Николаевич рассказывает, что в нынешнем году впервые за последние 20 лет он отказался от сборщиков-гастарбайтеров, работают только москвичи. Видимо, поездка на отдых для многих стала дорогим удовольствием, решили горожане переквалифицироваться в селян. Приезжают в хозяйство ежедневно в 2–3 раза больше людей, чем надо. «Мне уже неудобно им отказывать», — признается Грудинин.
Но из-за того, что отправлять ягоду некуда, темпы работ приходится искусственно сдерживать. Клубника — продукт капризный, «живет» день-два. Его не то что в супермаркет — в сельпо на реализацию не пристроишь. Альтернатив, собственно, немного: фирменные палатки вдоль автотрасс, рынки, ярмарки выходного дня да лотки у станций метрополитена.
Но туда подмосковным крестьянам вход пока закрыт...
Заголовок в газете: Ягода раздора
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26843 от 26 июня 2015