Куда катится клубень
Генеральный директор агрофирмы «Слава картофелю», председатель Ассоциации картофелеводов Чувашии А. Капитонов – один из ведущих специалистов и менеджеров в этой отрасли не только в республике, но и в стране. Наш корреспондент побеседовал с Александром Петровичем о состоянии и перспективах картофелеводства.
– Картофель был и остается нашим вторым хлебом, – говорит А. Капитонов. – Несмотря на прогнозы о его постепенном угасании как одного из основных продуктов питания. Россия по-прежнему является второй (после Китая) по объемам выращивания клубней. Причем большая часть – в частном секторе, в Чувашии – это около 70%. В отличие от хмеля нам удалось сохранить эту отрасль, в значительной мере благодаря внедрению европейских технологий. Свою роль тут сыграли Дни поля, проводимые в нашей республике.
– Какие звенья в картофелеводстве на сегодня наиболее уязвимые?
– Семеноводство. Потребитель в магазине и на рынке выбирает клубни «по одежке», товарному виду, который зависит от семян. Но отечественная селекционная работа в стране заметно утрачена, особенно в 1990-е годы, ощущается засилие импортных сортов. Тут известную роль сыграли и федеральные торговые сети…
Оставляет желать лучшего и уровень переработки картофеля. Если в США перерабатывается до 70% урожая, то у нас – не больше 7%. Наша республика остается поставщиком только продовольственных клубней в «живом» виде для Москвы и других регионов, без создания добавочной стоимости. Пока ни одного килограмма местного картофеля не продается хотя бы в вымытом виде. Есть отдельные попытки наладить переработку, но их недостаточно. Между тем в общественном питании замороженный продукт становится все больше востребованным – в силу удобства при использовании. И будущее в ВТО за теми, кто пойдет по такому вот пути – глубокой переработке клубней.
Другой изъян – слабое орошение. Как показала засуха 2010 года, рисковать тут, надеясь только на влагу из небесной канцелярии, дальше опасно. Не стоит жалеть миллионы рублей на надежное оросительное оборудование. Без этого трудно говорить о хорошем будущем чувашского картофеля. Снижение себестоимости выращивания клубней возможно только при высоких урожаях, которые без полива не получишь. А низкая цена в условиях ВТО – это одно из главных конкурентных преимуществ.
– Какие же шаги, по-вашему, необходимо предпринять для развития семеноводства и решения других проблем отрасли?
– Не первый год ведутся разговоры о создании в Чувашии поволжского центра картофельного семеноводства. Эту идею надо бы поддержать на уровне республиканского правительства.
Следует также более активно помогать малым формам хозяйствования в картофелеводстве, да и в других отраслях. Земельные площади у нас ведь не обширные, как на Кубани, более подходящие в таких условиях именно малые, мобильные хозяйства. Собственно, поэтому сейчас в республике так много КФХ, специализирующихся на картошке. Есть немало даже обыкновенных личных хозяйств, по-настоящему продвинутых, современных в отрасли.
Но острой проблемой остается сбыт картофеля. И в этом плане нынешняя выставка, как и предыдущие, имеет огромное значение. Это идеальная форма продвижения продукции, если учесть, что это единственный в России специализированный картофельный форум. (Первоначально, правда, такое мероприятие замышлялось в виде товарной биржи, чтобы привлечь потребителей со всей страны и из зарубежья.) Такие мероприятия лишний раз напоминают картофелеводам, что сегодня уже недостаточно вырастить урожай – надо учиться планировать его сбыт. Возможности для таких уроков и предоставляет выставка. А во главе угла сбыта лежит опять-таки качество продукции.
Вообще же предпринимателям Чувашии кроме вышеназванных вопросов надо еще и менять свой менталитет. Чего греха таить, не хватает среди нас настоящего доверия, честности и порядочности, не всегда крепко «купеческое слово».