Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Земля требует внимания

Заросшие сорняками, а то и превратившиеся уже в лесные посадки поля – боль жителей республики за последние годы. Хотя ежегодно ставятся задачи ввести в оборот такие земли, но и сегодня в неиспользуемых числятся 29,8 тыс. гектаров пашен.
А между тем правительство республики с 2008 года пытается стимулировать ввод необрабатываемых земель сельхозназначения в оборот, софинансируя 50% затрат. Так, в 2012-м на оказание мер государственной поддержки из республиканского бюджета предусмотрено 6,1 млн. руб., в местных бюджетах – 6,2 млн. руб. Но, как сказал министр сельского хозяйства
С. Павлов на прошедшем в Моргаушском районе совещании, заявки на предоставление субсидий из республиканского бюджета нынче пока еще не поступали.

ЗА ПУСТОШЬ НАЛОГОВ НЕТ

Заброшенных пашен больше всего в Алатырском, Аликовском, Канашском и Вурнарском районах. Моргаушский в этом списке не назван. Но здесь, равно как и в Чебоксарском районе, снизили посевные площади (на 4344 и 5322 га соответственно), что само собой уже повод для разбирательства.
Наиболее проблематично обстоят дела по эффективному использованию земель в Кадикасинском поселении – самом крупном в районе, где около 700 га бывших полей сегодня не обрабатываются.
По словам главы поселения Г. Лебедева, больше всех проблем доставляют так называемые долевики. В поселении их 925, в собственность свои земли оформили только чуть больше половины из них. А невостребованные 600 га продолжают зарастать бурьяном, не принося ни копейки в бюджет поселения.
Но сбор налогов и с зарегистрированных пользователей осуществляется не в полной мере. На вопрос, сколько налогов собрано в 2010 и 2011 годах, Глава республики так и не услышал четкого ответа. «За каждый квадратный метр земли должен быть налогоплательщик! – отреагировал М. Игнатьев. – И если казна не пополняется – это полностью вина главы муниципалитета, его неумение работать».

ОТЧЕТЫ, ОДНАКО, ПИШУТСЯ

По закону, если долевик не пользуется своим участком три года, муниципалитет имеет право отсудить его в свою собственность. А затем эти земли можно сдавать в аренду. Кстати, аренд­ная плата – более существенная статья дохода пополнения местного бюджета: – половина арендной платы идет в казну района, половина – поселения. «Это мощный рычаг и управления, и развития муниципалитета, – выказывал недовольство Глава, осматривая заросшие земли поселения (сгладили впечатление только готовые к уборке, без сорняков, поля СХПК им. Ильича. – На фото). – Вы жалуетесь, что нет денег на ремонт насосов, но не хотите брать то, что лежит на поверхности…»
И, как выяснилось затем на упомянутом совещании (его М. Игнатьев провел в администрации района после осмотра земель, приглашены на него были руководители соответствующих министерств и ведомств, главы двух районов и поселений), неумение работать характерно для всего района. Как доложил глава райадминистрации Р. Тимофеев, на 1 июля в районе не оформлены в собственность земли 11461 долевика – 21700 га. На правах аренды числятся 8166 га, а договоров аренды оформлено только 1000. Недоимки по арендной плате на 1 августа вместе с пени составляют около 8 млн. рублей…
И это все потому, что муниципальный контроль за использованием земель не осуществлялся в районе с начала вступления в силу закона об обороте земель: «Не было ни одного случая проверки, ни одного акта не зарегистрировано». Заявление вызвало недоумение руководителя республики: «А отчеты предоставлялись… Писали же их люди, надо бы и фамилии называть, хотя сейчас они и не работают…»

ТОЧКУ ПОСТАВИТ СУД

Такая недоработка районной и сель­ской администрации приводит к ненадлежащему использованию земель. Пример тому, говорилось на совещании, сельскохозяйственный потребитель­ский кооператив «Кадикасинский», который взял в 2007 году в аренду 118 га. На день осмотра поле глаз не радовало – ячмень растет вперемежку с сорняками и порослью осины, а часть и вовсе не обработана. Растущий бурьян уже семенится, засоряя соседние земли.
На замечания М. Игнатьева «визуально вижу – здесь в прошлом году ничего не сеяли» председатель кооператива В. Кольцов попытался объяснить ситуацию нехваткой средств. «Большие деньги ушли на очистку поля от выросшего леса (за 10 лет простоя). Даже трехразовая обработка пашни не искоренила корни деревьев…»
Но кооперативу в вину ставится не только ненадлежащее использование, но и попытка изменить вид разрешенного использования земли с «ведения сельскохозяйственного производства» на «ведение дачного хозяйства». По словам руководителей Минсельхоза, Мин­имущества, прокуратуры, этому помешало своевременное вмешательство. На доводы председателя кооператива Глава республики ответил, что точку в споре поставит суд.

КТО В ПОСЕЛЕНИИ ХОЗЯИН

Между тем такие попытки не единичны. Как отметил министр сельского хозяйства С. Павлов: «На земельном рынке сформировался круг лиц, не являющихся сельхозпроизводителями, но приобретающих земельные доли (на условиях дарения или по доверенности, которые, кстати, подписывают главы муниципалитетов) и продающих затем по спекулятивной цене». А конечный покупатель может использовать участок и не по целевому назначению, вплоть до перевода земли сельхозназначения в другие категории. Уже выявлены случаи, когда на таких угодьях строятся объекты недвижимости. И все это происходит при попустительстве местной власти, что, по определению М. Игнатьева, сродни коррупции: «В поселении самый большой начальник – глава, он все видит, всех и вся знает, но сигналы о нарушениях земельного законодательства в надзорные органы не поступают…» И потому, видимо, Михаил Васильевич предложил обсудить порядок предоставления земельных участков на заседании Совета по противодействию коррупции.
Таким «умелым хозяйствованием» можно объяснить и буксировку в выделении земель многодетным семьям. Если по республике участками сегодня обеспечены 34% семей, то в Моргаушском этот показатель равен 14% (из 50 очередников сертификат получили 7 семей). Кстати, в том же Кадикасинском сель­ском поселении не выдано ни одного сертификата, в очереди же 9 семей…



"Советская Чувашия"
04 августа 2012
00:00
Поделиться