Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Давайте поторгуемся

С утра пораньше на ярмарке «Северная» готовились к важному событию. На ликвидацию последних соринок и пылинок вышла уборочная бригада: трое с метлами, двое – с коробками, один – с руководящими указаниями. В овощных рядах продавщицы в нарядных фартуках проверяли и поправляли ценники. Один из хозяев инструктировал: «Сейчас Президент приедет, выставь на видное место местную морковку и картошку». «Ой, а я все это вчера продала», – сокрушалась девушка.

ЖАРА У ПРИЛАВКА

Свой поход по ярмарке глава республики начал, однако, не с овощных рядов, а с крытого продуктового павильона. В первом же отсеке сопровождавших его лиц, привыкших к кондиционированным кабинетам и авто, ждало нелегкое испытание. Пока немолодая труженица прилавка рассказывала Михаилу Васильевичу о сокращении спроса («печенье с конфетами берут уже не по полкило, граммов по 200­300») и о том, что хорошо бы хоть немного снизить арендную плату, сопровождающие медленно, но верно покрывались потом.

«Кондиционеров нет, это непорядок, – резюмировал Президент. – Уважающий себя хозяин должен создавать условия труда для наемных работников. Самому же это выгодно – туда, где душно и жарко, люди за покупками идти не будут. Вот я, как покупатель, не пошел бы». Свита в мокрых рубашках и блузках согласно кивала.

В мясных – молочных отделах, где атмосфера была заметно прохладней, глава республики занялся маркетингом местной продукции. Поинтересовался, есть ли в продаже шыртан. С удовольствием констатировал, что на прилавках не только горномарийские, но и моргаушские яйца. А в нескольких точках, к общей радости, весь ассортимент оказался родным, чувашским. За исключением майонеза.

ПЛОМБИР-ПУТЕШЕСТВЕННИК

Тема местного­неместного товара имела не­ожиданное продолжение. В одном из павильончиков депутат Госдумы от Чувашии Константин Косачев приобрел за 13 рублей «Чебоксарский пломбир». С удивлением обнаружил, что приехало мороженое аж из Челябинской области. Показал этикетку Президенту. В руководящих кругах началось бурное обсуждение вопроса. «Наверное, из нашего молока его делают», – пошутил один чиновник. «А все­таки это бренд – чебоксарское мороженое», – гордо констатировал другой.

Некоторые детали пломбирного дела раскрыл заместитель главы администрации Чебоксар Алексей Маклыгин. По его словам, в городскую комиссию по использованию символов Чебоксар с жалобой уже обратились представители Чебоксарской маслосырбазы. Члены комиссии в свою очередь отправили соответствующий запрос производителю пломбира. Бренд брендом, но порядок надо соблюдать.

Чуть позднее председатель думского Комитета по международным делам рассказал корреспонденту «СЧ», что пломбир хоть и съел, поскольку мороженое очень любит, но покупкой остался несколько разочарован. «Всегда приятней приобретать местную продукцию, а не ту, что привезли за сотни километров, – пояснил Константин Иосифович. – В целом мне очень нравятся местные молочные продукты, мясные изделия: когда приезжаю в Чувашию, всегда их покупаю».

ЗА БУХАНКОЙ НА ДЖИПЕ

Не только обстановку Президент посмотрел, но и у людей поспрашивал, что да как. На Северной ярмарке собеседницей его стала Агния Евсеевна Николаева. 84­летняя пенсионерка сообщила, что продукты всегда покупает здесь: хоть товар чуть подороже, чем на центральном рынке, зато к дому ближе. Одна проблема: от машин проходу нет, даже за буханкой хлеба народ заруливает на авто. В общем, почти как в кино: наши люди в булочную на такси не ездят. Президент с пенсионеркой был солидарен. Превращать рынок в автотрассу не стоит, заметил он, «надо решить вопрос с транспортом, чтобы уважаемые ветераны могли спокойно делать покупки».

На мини­рынке по улице Эльгера глава республики завел разговор со школьницей Розой из Чебоксарского района. Вместе с тетей девушка привезла на продажу малину и творог. И к труду приобщилась, и к первому заработку: за два часа наторговала почти на четыреста рублей. Все бы хорошо, да только продавать творог и молочные продукты в жару без холодильных камер санитарные врачи категорически не рекомендуют. Раз члены делегации на этот факт внимания не обратили, пусть сами покупатели не теряют бдительности.

Между тем и другие люди спешили к Президенту поговорить о наболевшем. Жаловались, что медаль не дают. Что затапливают квартиру. И что перекупщики взвинчивают цены: еще недавно огурцы шли за 15 рублей, сейчас у всех цена одна – 20­25. «Дорого? А ты попробуй сама вырасти», – тут же обиделась на жалобщицу хозяйка домашних огурцов.

Проблема между тем есть, признали представители горадминистрации. Перекупщики рвутся на бесплатные места, где люди должны продавать самолично выращенные овощи и фрукты. Но начнешь проверять самозванцев – у всех в кармане справки о том, что продукция выращена в личном подсобном хозяйстве. Не придерешься. Вот если только к местному товару неосторожный перекупщик добавит неместный, к картошке, например, абрикосы, тогда разговор будет короткий.

ПОЧЕМ КАРТОФЕЛЬ ДЛЯ НАРОДА

Для Михаила Игнатьева как простого покупателя цены на местную картошку-морковку, в общем, не особо актуальны. Есть свой участок, он снабжает семью всем необходимым, пояснил Президент. На рынок Игнатьевы идут только за тем, что на местных грядках и ветках не растет, – за персиками, например, или черешней.

А вот как глава республики Михаил Васильевич живо интересовался, почем на рынках товар для народа, не накручивают ли цены торговцы. Удивился ценовому разбросу на Северной ярмарке – в основных торговых рядах килограмм картофеля шел по 20–25 рублей, у бабушек – по 15.

Между тем за полчаса до президентского визита картошку бабушки тоже предлагали по 25 и даже 30 рублей. «Домой тороплюсь. Вот и продаю подешевле», – объяснила падение цен хозяйка.

Самый дешевый сельхозтовар нашли на оптовом рынке по улице Николаева. Первая же торговая точка, за весами восточного вида молодой человек, рядом табличка с ценами: лук из Порецкого района и морковка из Батыревского – по 15 рублей кило. Картошка, марийская и ростовская – по 10 и 12 рублей.

Прошел Президент и по другим точкам. И хоть и попенял еще одному продавцу-южанину за семечки и окурки на рабочем месте, но ценами остался впечатлен.

«Картошка за 10 рублей, капуста всего за 2,5–3 рубля килограмм. В два, а то и в три раза меньше, чем на других рынках. Может, люди не знают, где можно купить товар подешевле?» – задался вопросом Михаил Васильевич. И с ходу предложил организовать выездную торговлю в чебоксарских дворах. Такие ярмарки мы проводим в сентябре, пояснили чиновники. «Зачем ждать? – спросил в ответ глава республики. – Можно начать прямо сейчас».

Но вдруг и на оптовом рынке цены показательно снизили? Корреспондент «СЧ» решил это дело проверить, через несколько часов после правительственного рейда смотался на рынок. Корректив не было. Разве что картошка в двух точках подорожала на полтора рубля и капуста на полтинник. Зато не первой свежести помидоры предлагали уже за 11 рублей, а не за 20. А арбузы – по 7 рублей вместо прежних 8…



"Советская Чувашия"
30 июля 2011
00:00
Поделиться