Поплыли цены на бензин
Две новости нефтяного рынка – «чужая» и «своя», объединенные одним героем, сошлись во времени. В минувшие выходные в Алтайском крае из-за дефицита бензина приостановила работу примерно половина из всех автозаправочных станций, из-за того что «Роснефть» с «Газпромнефтью» отказались отгружать нефтепродукты частным операторам и снабжают ими только свои автозаправки. А в прошлый понедельник стало известно, что та же «Роснефть» на предстоящую посевную станет поставщиком ГСМ по льготным ценам для аграриев Чувашии.
По официальным сообщениям, соглашение с ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», дочерним предприятием «Роснефти», было достигнуто «благодаря совместным усилиям правительства Чувашской Республики, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации. В результате объем дизельного топлива в количестве 16600 тонн закреплен за Чувашией». Почему именно столько могут нам продать ульяновцы? Почему не все 26 тыс. тонн, требуемые для весенне-полевых работ? Сведущие люди поясняют, что этот объем нефтяная компания выделила другому региону, а тот взял да отказался. Почему – неизвестно. Возможно, в том регионе появился шанс приобрести горючее по еще более низким ценам или поля решили вовсе не засевать… Нам же ульяновские поставщики предложили оговоренный объем по 16,2 тыс. руб. за тонну (без учета транспортных расходов) при сложившейся на сегодняшний день в республике средней рыночной цене 24 тыс. руб.
Не только в Ульяновск отправляются чувашские сельчане за относительно дешевым горючим, но и в Йошкар-Олу, где находится база «Лукойл-Волганефтепродукта», обещающего дизельное топливо по 17,19 тыс. руб. за тонну. И в предыдущие годы «Лукойл» снабжал наших сельчан горючим как бы на льготных условиях, только не всегда «льгота» оказывалась ценовой. В прошлом году, например, даже с учетом предложенной скидки цена лукойловского товара была выше среднерыночной. И соглашения на покупку горючего от этой фирмы заключили не более 10 проц. сельхозпроизводителей Чувашии, в основном те, у кого в хозяйствах импортная техника. Потому что она работать на суррогатном топливе категорически отказывается. И когда такое поступает от перекупщиков, то виноватых, естественно, не найдешь. А когда прямо с базы, то покупатель спокоен. Если, не дай бог, качество подведет, тут точно знаешь, кому предъявить претензии.
В общей сложности оба эти поставщика должны на 70 проц. снабдить сельчан необходимым для сезонных полевых работ топливом, сообщает Минсельхоз республики. Остальное они будут покупать на месте, скорее всего, у «Татнефти» – «основной организации-поставщика нефтепродуктов», как значится она на сайте КУП «Агро-Инновации» Минсельхоза Чувашии. Там отслеживают цены на горючее только от этого поставщика, и ни от каких более. И цены эти с начала апреля пошли в рост, дизтопливо, в частности, к концу второй декады «нарастило» 600 руб. за тонну.
На глазах дорожает автомобильный бензин. Ходовой АИ-92, например, на чебоксарских заправках за прошлую неделю прибавил в цене от 20 коп. у «Лукойла» до 60 коп. у «Татнефти». Если закрыть глаза на федеральные новости, то можно сделать традиционный вывод – «бензиновые короли» новыми ценниками встречают открытие очередного дачно-отпускного сезона. Только вот российские информагентства утверждают, что это не совсем так, и пугают нас грядущим топливным голоданием. Отчего та же «Роснефть» в Алтайском крае ограничила продажу топлива даже на своих заправках до 20 л в одни руки и в Москве уже ощущается нехватка бензина? Оттого, по мнению некоторых аналитиков, что нашим нефтяным компаниям в последнее время стало выгоднее торговать с заграницей, нежели обслуживать внутренний рынок, и они увеличили поставки за рубеж. Если пессимистические прогнозы оправдаются, то дефицитное горючее, скорее всего, еще подскочит в цене. Не зря же ульяновские поставщики обратились к правительству Чувашии и Минсельхозу с просьбой, показавшейся 25 апреля незначительной: строго контролировать использование льготного горючего по назначению, не допуская его спекулятивной перепродажи. Сегодня, спустя всего четыре дня, это предостережение очень актуально.
Как передает ИТАР-ТАСС, на некоторых АЗС Республики Хакасия стоимость топлива вчера выросла сразу на 3 рубля. Неблагоприятная ситуация с нефтепродуктами складывается в Новосибирске, Воронеже, на Сахалине, в Санкт-Петербурге.
Федеральная антимонопольная служба проведет проверки крупнейших российских нефтяных компаний на предмет сговора для создания монопольных цен на топливо, сообщило агентство REGNUM, ссылаясь на пресс-службу ФАС. ФАС потребует объяснений у «Лукойла», «ТНК-BP», «Газпромнефти», «Сургутнефтегаза», «Роснефти», «Татнефти», «НК Альянса» и «Башнефти» по поводу возникновения дефицита топлива в ряде регионов страны. По имевшейся у Чувашского УФАС России информации, на вчерашний день дефицита нефтепродуктов в республике не наблюдалось.