Испытания позади, испытания впереди
Первый номер «Земли родной» мы открываем интервью нашего корреспондента с вицепремьером – министром сельского хозяйства республики С. Павловым.
– Сергей Владимирович! Вы один из самых молодых министров в правительстве. Заняли должность в середине прошлого лета, когда разгоралась засуха. Обстановка день ото дня становилась все тревожней и надо было принимать оперативные неординарные решения. Не постигло ли Вас тогда отчаяние?
– Сказать, что удавалось сохранять хладнокровие, не могу. Я живой человек и, наверное, тоже имею право на эмоции. Помогало то, что в сельском хозяйстве все же не новичок, пусть не в таком катастрофическом виде, но с нештатной ситуацией приходилось сталкиваться и раньше. К тому же практически сразу с наступлением засухи было известно, какую помощь окажет государство. Все это толкало вперед, вселяло надежду. И поднимало настроение руководителей хозяйств, простых сельчан, с которыми встречался. И у них не было паники, а только стремление справиться с бедой. Сейчас, по прошествии времени, можно твердо сказать: испытание выдержано.
– Но какой ценой…
– Цена немалая – объемы валовой сельхозпродукции оказались на четверть ниже, чем в 2009 году. Потери в растениеводстве еще ощутимее – более чем наполовину. В итоге недополучена денежная выручка. Если в 2009-м она составила 24 миллиарда рублей, то в прошлом – 20,9 миллиарда. И это еще не самая большая потеря благодаря резкому повышению закупочных цен, в частности, на молоко. Правда, одновременно увеличились и затраты – сильно подорожали, например, корма. И ситуация может осложниться к концу зимовки скота. В марте-апреле многие будут испытывать трудности с кормами. Хотя мы еще с прошлой весны советовали запасаться ими впрок, но у одних не хватало средств, у других – желания и умения думать о дне не только нынешнем.
Но в целом сельхозпроизводители справились с ситуацией. Сейчас наиболее серьезные проблемы у крупных сельхозпредприятий, связаны они с нехваткой фуражного зерна. Дефицит помогут восполнить начавшиеся биржевые торги из зернового интервенционного фонда. Есть надежда получить из распределенного по России 2 миллиона тонн, что удешевит зерно, следовательно, сделает его более доступным для сельхозпроизводителей.
– Самое болезненное и сложное после такой засухи – удержать поголовье скота. Судя по статистике, резкого сокращения, которое ожидалось в конце прошлого лета, в республике все же не произошло…
– Это действительно так. И возможным это стало опять же благодаря повышению закупочных цен – как на молоко, так и на мясо. Кто-то, возможно, и хотел уже расстаться с буренкой, но увидел, что молочко-то стало в цене, и решил во что бы то ни стало продержать корову. Это касается и сельхозпредприятий, и личных подворий.
Другой решающий фактор – выделение финансовой помощи из республиканского бюджета в сумме 293 миллиона рублей на приобретение кормов сельхозпредприятиям, сохранившим поголовье. Таких оказалось немало, что позволило нам попасть в число 29 регионов, которые могут рассчитывать в нынешнем году на дополнительные дотации из федерального бюджета (всего обещано на страну 5 миллиардов рублей). В середине марта должно поступить порядка 150 миллионов рублей, которые будут распределены между сельхозпредприятиями и личными подворьями.
– Субсидии личным подворьям оформляются вроде бы из расчета порядка 1 тысячи рублей на корову. Некоторые сельчане с иронией воспринимают такую сумму, на которую даже тюк соломы не купишь.
– Во-первых, субсидия в итоге будет свыше 2000 рублей. Более 1000 рублей выделено из первого бюджетного транша, да из второго предполагается порядка 1000 рублей. Не думаю, что такая помощь заслуживает иронии. Да, всегда хочется денег побольше. Но какому хозяину помешает лишний тюк соломы? Разве что только плохому.
– Главное сейчас – предстоящая посевная. Как АПК готов к ней, что вызывает наибольшие опасения?
– Не все благополучно с семенами – не хватает около 3000 тонн с учетом страховых запасов. Да и по качеству надо поработать – кондиционное только 65 процентов семенного зерна, в основном по засоренности. Тут особой проблемы нет, надо просто организационно собраться. Больше усилий требуется по завозу недостающих семян. Продовольственный фонд тут активно работает. Для стимулирования высокого качества семян нынче решили ввести такую меру: субсидировать хозяйства в зависимости от того, какие площади засеяны кондиционным зерном. Чем больше они, тем больше субсидия, и наоборот. Сеять фуражным зерном равносильно закапыванию денег в землю.
С минеральными удобрениями картина нынче лучше прошлогодней – 7000 тонн в действующем веществе уже завезено в республику. Удобрения, конечно, подорожали, но тут надо активнее привлекать кредиты. Тем более что процентная ставка сейчас достаточно благоприятная: главный аграрный банк республики сейчас выдает краткосрочные займы под 9-10 процентов. Ставка рефинансирования Центробанка – 7,75 процента, и она субсидируется из федерального и республиканского бюджетов. А хозяйства, занимающиеся животноводством, могут получить еще и 3-процентную субсидию из республиканского бюджета. Следовательно, кредит на посевную станет практически бесплатным. Так что с банками надо работать плотнее, без кредитных средств посевную провести будет невозможно. Всего планируется привлечь 570 миллионов рублей таких средств.
Обеспеченность горюче-смазочными материалами тоже пока не блестящая – по дизельному топливу – 32 процента, бензину – 38 процентов. ГСМ тоже подорожали, хотя федеральное правительство обещало принять решение о 10-процентной скидке для сельхозпроизводителей. Так было и в прошлом году, но мы эту скидку не ощутили из-за того, что уполномоченным оператором у нас был «Лукойл». Нынче мы будем работать с «Роснефтью», что сулит вполне доступные цены.
– В последние годы, Сергей Владимирович, Чувашия достигла статуса картофельного региона России. У нас стала регулярно проводиться специализированная межрегиональная картофельная выставка. Но прошлый год подкосил успехи картофелеводов. Насколько удастся в нынешнем году восстановить утраченные позиции?
– Падение производства в растениеводстве восстановить все же легче, чем в животноводстве. Хотя и в картофелеводстве сделать это будет непросто. В первую очередь стоит вопрос обеспеченности семенами, которых не хватает порядка 20 процентов. Кроме как завозить их из других регионов, других вариантов нет, а это удовольствие не из дешевых. Раньше за нынешние цены можно было купить семена в Голландии. Тем не менее – могу сказать это с уверенностью – Чувашия никогда не перестанет заниматься картофелем. Завтра открывается межрегиональная выставка «Картофель. Овощи – 2010». Интерес к ней ничуть не слабее, чем раньше. Так что пусть не в нынешнем году, но в следующем мы должны вернуться на прежние позиции в картофелеводстве.
– Все, о чем мы с Вами, Сергей Владимирович, говорили выше, решение всех сельских проблем возможно лишь при стабильном высокоэффективном кадровом потенциале. Однако тут, к большому сожалению, серьезных положительных изменений не видно. Правительство – как федеральное, так и республиканское – делает немало для того, чтобы молодежь закреплялась на селе. Действует ряд программ по обеспечению жильем, причем практически бесплатным, если учесть, что из бюджета возмещается до 70 процентов его расчетной стоимости. Тем не менее выпускники сельскохозяйственных учебных заведений неохотно возвращаются в село. Как тут дальше быть, что будет предприниматься? Неужели все резервы исчерпаны?
– Я так не думаю. В привлечении молодежи на село немалую роль должны играть и вы, журналисты. Чаще и убедительнее показывать, что сельская работа достойна каждого уважающего себя мужчины. К тому же при умелом подходе и трудолюбии приносящая хорошие доходы. Не стану лишний раз критиковать современное телевидение и кино, где в ходу душещипательные истории о том, как забитая деревенская девчонка стала фотомоделью и нашла себе состоятельного «папика». Но именно так и формируется, без преувеличения, отвращение к селу, а то и к его людям. Хотя те, кто живет своим пусть нелегким, порой адским трудом, во сто крат красивее и человечнее тех, кто относится к ним со снисхождением, а то и с презрением.
Но одной идеологии, конечно, мало. Надо и дальше улучшать условия на селе. И не только жилищные, а прежде всего производственные. Молодой специалист, не раздумывая, придет на современный, управляемый компьютерами животноводческий комплекс, чем на ферму образца прошлого века.
– Национальный аграрный проект сильно подтолкнул агропромышленный комплекс. Но проект уже позади, действует федеральная программа развития АПК. Не получится ли так, что сельское хозяйство еще недолго «проедет» по инерции и опять остановится?
– Не должно. Пока остаются все виды государственной поддержки, заложенные нацпроектом. Они даже расширяются и увеличиваются. В нынешнем году, например, принято решение выделять субсидии для пищевой и перерабатывающей промышленности на оформление кредитов на глубокую переработку молока, мяса. Так что ни о какой инерции и речи быть не может!