Торговлю испортил мясной вопрос
На местных прилавках привозные куры марийские, колбасы мордовские давно конкурируют с нашими одноименными продуктами. Как, впрочем, «пришельцы» и из других соседних регионов. Причем противостояние зачастую складывается не в пользу хозяев. И все это время местные производители лишь вопрошают: доколе? Речь, конечно, не идет о безусловном вето на ввоз продукции – это антиконституционно (хотя в ряде регионов умудряются нарушать норму о едином экономическом пространстве, под разными благовидными предлогами не пуская к себе продукцию из Чувашии). Но логика экономической целесообразности подсказывает – торговле следует отдавать предпочтение все же товарам местного изготовления, тем более если они по качеству превосходят иногородние. Пока же местные мясные продукты занимают на полках наших магазинов в среднем лишь процентов 50 от всех, предлагаемых покупателям. Тогда как, скажем, во Владимирской области – более 70%. И попробуй там какая-нибудь торговая сеть уменьшить эту долю – получит массу неприятностей. Во всяком случае, так утверждает один из известных в республике колбасных бизнесменов. По реализации отдельных видов продукции у нас картина еще более удручающая. Собственных полуфабрикатов, к примеру, продается всего лишь процентов 10, натурального мяса – 35. Хотя его в Чувашии, по данным Минсельхоза, в прошлом году было произведено по 50 кило на душу населения. Действуют почти полтора десятка мясоперерабатывающих предприятий. Но именно по реализации мяса и мясных продуктов, по словам замминистра сельского хозяйства республики С. Павлова, больнее всего ударил кризис. В январе-феврале этого года продажа колбасных изделий и полуфабрикатов упала по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем в полтора раза, натурального мяса – на 10%. В связи с этим в очередной раз Минэкономразвития, Минсельхоз и представители пищевой отрасли на совместном совещании поставили вопрос ребром. Почему торговые сети, прежде всего федеральные, продолжают неохотно иметь дело с товарами, производимыми в регионе, где им создали все условия для успешной деятельности? Предоставили, в частности, самые бойкие места – посмотрите, где в Чебоксарах, к примеру, располагаются два самых крупных супермаркета «Перекресток». Чего им не хватает? Между тем лишения терпят в основном производители. Если им и удастся добиться заключения договора на доставку продукции, то ожидать расчета за товар приходится месяцами. А в случае, если продукция не будет продана в течение положенного срока, то все убытки опять же лягут на поставщика. Торговая сеть «Магнит» сегодня готова брать любые мясные полуфабрикаты, заявила ее представитель, но лишь в индивидуальной небольшой упаковке не более килограмма – так товар быстрее уйдет без нарушения сроков хранения. «Неправда, – возразил представитель известного производителя «Шубинские колбасы», – мы пытались заключить договор с вашей сетью, но получили отказ, причем без объяснения вразумительных причин». Впрочем, одна из них известна: выбирая поставщика, торговля нередко требует для себя ощутимых скидок в закупочных ценах. В нынешней нелегкой для товаропроизводителей ситуации, озабоченных оперативным сбытом скоропортящейся продукции, добиться этого нетрудно. Вот и испытывают их терпение магазины, не говоря ни да ни нет. Только ведь это, как отметил замминистра экономического развития и торговли А. Быченков, палка о двух концах, при такой политике торговля может совсем остаться без товаров. Производители же выйдут из положения, расширив сеть своих фирменных магазинов, многие так и делают. Другая причина – административная. Ведущий менеджер одного из супермаркетов «Перекресток» сказала, что решение о выборе поставщика принимает не она, а коммерческий департамент сети, находящийся в Нижнем Новгороде. Но и там, по словам одного из участников совещания, не всегда вольны в выборе – нередко говорят, что надо согласовать с московским головным офисом. Ничего себе оперативность и гибкость… Претензии к торговле высказывали также представители ОАО «Чебоксарский бройлер», генеральный директор ОАО «Вурнарский мясокомбинат» Ю. Попов. Иной раз доходит буквально до смешного, когда тот или иной магазин заказывает два-три батона колбасы. Если доля мясных изделий на прилавках магазинов просто недостаточна, то натурального мяса вразвес там практически нет. Несколько лет назад автор этих строк пытался выяснить, почему. Оказалось, прежде всего, по причине сложившейся в последние годы потребительской ориентации на рыночную продажу этого продукта, где он всегда свежий. В ряде магазинов пытались привлечь покупателей, освежая мясную витрину чуть ли не дважды на дню себе в убыток – бесполезно, за мясом люди все равно ехали на рынок на другой конец города. Но все же некоторые торговые сети торгуют мясом. Представитель одной из них сказал, что они продают мясо, завезенное из Пермской области. А менеджер одного крупного свинокомплекса заявил, что это мясо казанского происхождения, выдаваемое пермяками за свое. Тут у партнеров явно свои, отнюдь не патриотические интересы. Как и в торговле остальной мясной продукцией. Если вместо звениговской у нас будет преобладать вурнарская колбаса, не верю, что ее станут брать меньше, сказал А. Быченков. Просто торговать завозной продукцией некоторым магазинам, видимо, выгодней по причинам, которые не принято называть вслух. Ему вторил «шубинский» представитель: «У звениговских колбасников наша торговля не требует никаких скидок, но все равно все лежат под Звениговым». А ведь качество местной колбасы в рекомендациях не нуждается: продукция вурнарского мясокомбината по контракту поставляется для столовых Центробанка РФ. Наверняка и менее взыскательным потребителям она пришлась бы по вкусу… Резюме совещания было таким: если и на этот раз торговые сети добровольно не повернутся лицом к местным товаропроизводителям, то будут внесены предложения о принятии к ним каких-то принудительных мер. В конце концов, создание условий для нормального сбыта местной продукции является обычной практикой в кризисные времена.