Целина пошла на убыль
Долгожданный этот процесс начался после соответствующего жесткого указания Президента республики. Сдается, без этого многие поля так и продолжали бы зарастать бурьяном. Хотя, казалось бы, именно с их распашки должна была начаться реализация всего аграрного нацпроекта. Рано или поздно за возрождение земли, безусловно, пришлось бы взяться, она осталась единственной не прибранной к рукам недвижимостью. Да и не мог далее существовать нонсенс – заброшенные земли в регионе, четвертом в стране по плотности населения.
Инициативы снизу, за редким исключением, не последовало, и Минсельхоз прибегнул к сугубо административным мерам, спустил районам погектарную разнарядку по вводу земель в севооборот. Кому-то, как алатырцам и поречанам, от 7100 до 8466 гектаров, а, скажем, Комсомольскому и Шемуршинскому районам – 300–700 гектаров.
Алатырский район как раз можно отнести к исключению – там освоением заброшенных земель озадачились еще в прошлом году. Перед уборочной туда даже свозили участников республиканского совещания аграриев, чтобы показать вспашку начавших зарастать березняком залежей. Благое это дело выполняли на мощных «кировцах» механизаторы фирмы «Алатырьзерноресурсы», входящей в одноименное ОАО из соседней Мордовии. Кое у кого из гостей взыграл обиженный патриотизм, да зря – в заботе о земле все средства хороши.
И вот результат – в районном севообороте нынешней весной заново введено более 3000 гектаров. Полторы тысячи гектаров прибавилось в Вурнарском районе. Заметного расширения площадей добились и в Урмарском. Хотя до полной победы еще далеко. В ряде других районов эта работа, по сути, только разворачивается, необработанными остаются тысячи гектаров.
А вот в Батыревском, Комсомольском, Яльчикском, Шемуршинском районах в этом году намечено полностью закрыть «целинный» вопрос. Для этих районов сия задача не представляет большой сложности благодаря высокой кадастровой стоимости земель. У яльчикцев гектар оценивается в 23, 5 тысячи рублей, у шемуршинцев – 20, 6 тысячи, у комсомольцев – 19, 7. А батыревский гектар тянет на все 24, 4 тысячи целковых. Ведь чем дороже земля, тем выше к ней интерес. Полностью нынче распахать забытые земли запланировано также в Порецком, Ядринском, Чебоксарском, Цивильском районах. Здешние земли, правда, подешевле – от 11 до 13 тысяч за гектар, оттого их и в «запуске» побольше. Впрочем, стоимость земли – не главный фактор в освоении залежей. В Козловском и Мариинско-Посадском районах она колеблется от 7 до 8 тысяч, но это, конечно же, не повод для запустения.
Заброшенность земли имеет в определенном смысле нравственный аспект – не зря ведь ее называют кормилицей. Точнее сказать, раньше называли. В пору рыночных преобразований, когда с села перестали спрашивать планы хлебо-, мясо-, молокосдачи, иные ушлые руководители сельхозкооперативов приспособились обходиться двумя-тремя сотнями, от силы тысячей действующих гектаров, чтобы что-то продавать на текущие расходы и, главное, себя не обидеть. Расширяться не было резона – требовалось больше семян, горючего, удобрений. Появляется ли экономический резон теперь, в пору массированного восстановления посевных площадей?
Такой резон есть, если с новых посевов зерновых собирать не меньше 25 центнеров с гектара, утверждает председатель СХПК «Шигали» Урмарского района А. Ульянов. В противном случае, по выражению Анатолия Витальевича, «и не разбогатеешь, и с голоду не умрешь».
В этом хозяйстве уже давно нет пустующих площадей, поэтому нынче решили прихватить около трехсот заброшенных гектаров в бывшем кооперативе «Тегешевский». Наверняка не зря – у себя шигалинцы в прошлом году получили зерновых по 32 центнера на круг.
Рентабельность вновь «прибавленного» зернового производства будет зависеть от его технологий. При все более широко применяющихся ресурсосберегающих, когда весь зерновой клин в хозяйстве обрабатывают двое механизаторов на одном американском тракторе, по данным начальника управления отраслевого развития и инноваций Минсельхоза А. Самаркина, в расчете на гектар требуется лишь 45 литров горючего – вдвое меньше, чем при прежних допотопных технологиях.
Другой фактор – минимизация обработки почвы. Чтобы справиться с доведенными заданиями по дополнительному вводу земель, в большинстве районов применяют более скоростной поверхностный способ. То есть не пашут, а обрабатывают дисковыми боронами и другими схожими агрегатами. По мнению одних специалистов, это прогрессивный способ, помимо того, экономичный. Правда, когда им обрабатывают не целину, а окультуренные земли. А чтобы получить урожай на заброшенных участках, не мешало бы их сначала вспахать, считают другие специалисты.
Поднять заново более 57 тысяч гектаров земли, в общем-то, нелегко. Это посевные площади примерно четырех районов. Но районные руководители полны оптимизма, заверяют, что такая задача по плечу. Не хватит сил у местных – на подмогу придут сторонние инвесторы. В том же Порецком районе, где больше всего заброшенных земель, более 5000 гектаров намерено оживить ООО «Синтез-Агро», остальные 3000 с лишним придется осилить местным СХПК. «Кто не потянет – отдадим фермерам из соседней Нижегородской области», – сказал заместитель главы района П. Пчеляков.
Такой опыт в районе, кстати, уже имеется. Фермер Н. Савушкин из приграничного нижегородского села Кочетовка брал землю в бывшем СХПК им. М. Горького. А теперь приглядывается к землям СХПК «Восход». Так что не только мужики из нашей республики работают в соседних регионах, но и наоборот…
Сознание сельчан, безусловно, меняется, они становятся все более самостоятельными. Но «отрыжка» прошлого в виде приписок все еще имеет место. Особенно когда «низам» приходится делать что-то по указанию сверху.
Есть ли уверенность в том, что все 13 тысяч гектаров реально введены в оборот и то же самое произойдет с оставшейся площадью? Вряд ли, хотя руководители хозяйств и главы поселений и предупреждены о персональной ответственности за это. Впрочем, специально созданная комиссия будет судить о действительных результатах этой работы. В нее вошли представители Минсельхоза, Минимущества, Минприроды, Роснедвижимости, Ростехнадзора и Россельхознадзора. Как сообщил А.Самаркин, уже в ближайшие дни команда приступит к проверке достоверности предоставляемых из районов данных с выездом на места.
Итогом ввода в оборот заброшенных земель должно стать прежде всего увеличение валового сбора зерна. Если в прошлом году в республике было собрано 370 тысяч тонн, то в нынешнем предстоит получить 470 тысяч тонн. Не менее важно восстановление и нравственной составляющей.