Земля должна работать
Решение проблемы вовлечения в оборот заброшенных земель становится одной из наиболее острых на селе. Однако процесс идет подчас не совсем так, как хотелось бы. Возникают препоны самого разного характера.
Тяжба на краю заброшенного поля
Уже ясно, что без предпринимателей-инвесторов оживить земли невозможно. Многие из них готовы вложить немалые средства, и не без опасений – аграрный бизнес подвержен риску как никакой другой. Поэтому инвесторы стремятся оформить участки в долгосрочную аренду – за один год долго не работавшая земля вряд ли принесет достойную отдачу. Однако не везде предоставляется такая возможность.
ОАО «Племенной конный завод им. В.И. Чапаева» известен не только у себя в Ядринском районе, но и во всей республике. Когда-то он процветал, а в последние годы дошел до того, что большая часть полей перестала засеваться. В прошлом году из почти 3 тыс. гектаров пашни было посеяно только 330 гектаров зерновых и зернобобовых культур. А осенью, когда дисквалифицировали генерального директора, основные работы на предприятии и вовсе приостановились.
Администрация района пыталась решить кадровую проблему через совет директоров предприятия, куда входят представители территориального управления Росимущества по ЧР, предлагалось несколько кандидатур, но они совет не устроили. Обязанности директора на сегодня исполняет главный бухгалтер.
Тут как раз ко времени пришлась бы помощь инвесторов со стороны. И они появились, да только, узнав, что землю можно взять в аренду лишь на один год, стали разрывать прежние договоренности. Дело, оказывается, вот в чем. Уже седьмой год в России идет разграничение собственности на землю, многие предприятия оформили надлежащим образом право на ее закрепление. А на конезаводе эту работу до конца не довели. Поэтому ни о какой долгосрочной аренде пока и речи быть не может.
В соответствии с федеральным законом распоряжаться здешними земельными участками имеет право Ядринское муниципальное образование. Однако с этим не согласно территориальное управление Росимущества по ЧР, которое обжаловало действия ядринских властей в прокуратуре республики. И сейчас ведется прокурорская проверка.Посевная тем временем вот-вот начнется. В хозяйстве же нет ни семян, ни горючего. Зато есть вероятность, что нынче вся пашня пойдет под целину.
А. КИРИЛЛОВ.
Цифры
По данным Минимущества, средняя кадастровая стоимость одного гектара земли сельхозназначения в Чувашии составляет 13, 9 тыс. рублей за гектар. Самая высокая кадастровая стоимость земли сельхозназначения – в Батыревском районе (24, 4 тыс. рублей за гектар), самая низкая – в Мариинско-Посадском (7, 7 тыс. рублей за гектар).
Частник спасает землю
Стать землевладельцем средней руки сегодня не так уж и сложно. Такой пример подает землякам житель деревни Хорамалы Цивильского района Николай Ефремов.
Его трудовая биография – обычная для многих сельчан. Почти 20 лет проработал механизатором, механиком, бригадиром. А когда родной колхоз развалился, остался не у дел. Как и другие мужики, попробовал заработать на жизнь на шабашке в Москве, но не выдержал жизни в положении раба.
Решил: руки работы не боятся, негоже ждать манны небесной. Выделил земельные доли семьи и родителей, получилось 12 гектаров. Увеличил поголовье скота на подворье, на льготный кредит купил трактор «ЮМЗ-6» и навесное оборудование к нему, прошлой весной свое поле засеял ячменем, морковью, засадил картофелем. Собрал урожай – с кредитом расплатился. И тут же новый оформил. Хочет расширить землевладение, всерьез заняться овощеводством, увеличить поголовье скота. Даже районные курсы повышения квалификации сельхозспециалистов прошел, новым технологиям растениеводства подучился. Теперь райадминистрация бывшего безработного-шабашника в пример ставит, призывает других последовать за ним.
В. Николаев.
Кстати
28 февраля состоялось ежегодное собрание Ассоциации фермеров республики. Выступая на нем, глава Минсельхоза Михаил Игнатьев отметил, что в республике пустует 75 тыс. гектаров земли, которой могли бы пользоваться и фермеры, владельцы личных подворий. Но передача площадей идет низкими темпами.
Сказано было это в адрес руководителей хозяйств, глав районов и поселений, в чем ведении тоже есть земли сельхозназначения. Видимо, остались еще в их рядах товарищи с замашками председателей развалившихся колхозов, которые, как собаки на сене, не давали крестьянам даже свои земельные доли выделить. А 75 тыс. гектаров – много это или мало? Например, в Красноармейском районе, как сообщает его администрация, на нынешний год озимых посеяно на 4200 гектарах, поднято зяби на 5500-ти.