Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Как нам обустроить село?

Наша республика обделена природными ресурсами. Но мы богаты трудолюбием, исполнительностью, терпимостью. А еще – соревновательностью и неприхотливостью. Ты построил добротный дом, не то что у других. Но через год-другой у соседа появляется такой же и даже лучше твоего. Износит человек последнюю рубаху, будет трудиться не покладая рук, чтобы только не отстать от соседа. Только вот как эту природную особенность моих земляков правильно использовать во благо их же самих?

Любой из нынешних сельских руководителей подтвердит, что серьезные сбои в экономике села начались с 1997 года, когда крестьянам выделили дополнительные земельные участки до одного гектара. Именно тогда селяне стали отдаляться от общественного производства и большую часть рабочего времени уделять личному подсобному хозяйству. Ведь оно стало основным источником семейного бюджета.

Однако еще немало крестьян держится за колхозный труд. И причина того – необеспеченность их подворья кормами. Ведь не всем дано работать самостоятельно, имея собственный комбайн, зерноочистительное и сушильное оборудование, энергоемкую почвообрабатывающую технику. Вот и приходится крестьянину выбирать одно из двух: или оставаться в родном колхозе и получать мизерную зарплату в виде натуроплаты, или уезжать на «шабашку», возложив нелегкое бремя подворья на плечи пожилых родителей, жены и детей.

К примеру, только по нашему Большесундырскому сельскому поселению из 375 человек трудоспособного населения членами СХПК «Победа» остались лишь 47. Остальные 328 стали совмещать индивидуальный труд в личном подсобном хозяйстве с сезонной работой на стороне. Подобное наблюдается не только в Ядринском, но и в других районах республики. С приходом весны группы молодых мужчин уезжают на стройки в Москву либо на сельхозработы в Нижегородскую область. Цель у тех и других одна – заработать или купить на заработанное хлеб. В прямом смысле слова – продовольственное или фуражное зерно для подворья.

Мы говорим, что Чувашия малоземельная, занимает второе место по плотности, четвертое – по численности населения в России. Но как бездумно мы пользуемся трудовыми и земельными ресурсами! С помощью наших крестьян справляется с посевными и уборочными работами значительная часть Нижегородской области, площадь которой в разы больше, чем наша республика. У нас же ежегодно остаются незасеянными, а то и неубранными немалые площади пахотной земли.

Что делать? В корне перестраивать существующую организацию труда на селе путем кооперации колхозного способа производства с частным подворьем, оставив за первым самое основное – механизированное кормопроизводство, за вторым – все остальное. Данное предложение диктуется самой жизнью. Да и в мировой практике оно не ново. Подобным образом организован сельский труд во многих бывших социалистических странах. Например, в Болгарии у каждого крестьянина на ЛПХ имеется мини–ферма. Там крестьянин законом защищен со всеми вытекающими социальными гарантиями. Специальная механизированная бригада выращивает и подвозит ко двору крестьянина корма. Крестьянин, используя их, получает продукцию мясомолочного производства и сбывает свой товар потребительским кооперативам. У них нет такого понятия, как перекупщик, так как посреднические службы между крестьянином и потребителем контролируются государством. Главное преимущество такой организации – проявление чувства хозяина к средствам производства и особенно к земле.

В нашем районе возымела право на существование подобная организация труда в колхозе «Ленинская искра». По данным администрации Большешемердянского сельского поселения, только за 2006 год со всех подворий здесь было реализовано 25000 поросят, 120 тонн свинины, 150 тонн говядины, 1850 тонн молока, 140 тонн творога, 1750 тонн картофеля и 120 тонн овощей. Итого валового дохода на сумму 47, 4 млн. рублей. А колхоз, в свою очередь, продал подворьям продукцию своей основной специализации – корма, в том числе продовольственного и фуражного зерна 1930 тонн, сена – 1900 тонн и 2400 тонн соломы. В итоге было реализовано кормов на сумму 13, 9 млн. руб.

Но несмотря на столь внушительные цифры, роль данной формы в улучшении жизни крестьянина остается малозначительной. Ибо большую часть прибыли от труда крестьянина на производство продукции незаслуженно забирают перекупщики. Особенно те, кто без зазрения совести выдает себя за крестьян, имея кипы фиктивных справок. Я спрашивал у одного знакомого перекупщика: «Как ты их достаешь, ведь ты же не выращиваешь поросят, а только перепродаешь?» Ответ был прост: «Купил справки у знакомых – главы поселения и ветеринара за три литра водки на целый год вперед». Не настала ли пора ужесточить контроль за выдачей таких справок? Для этого их надо регистрировать на уровне управления по взаимодействию с АПК и ветеринарных служб, заверив печатью и подписью ответственных чиновников района. А данные справок выводить на сайты Министерства сельского хозяйства и таможни.

Как уже говорилось, основных видов сельхозпродукции семь. В теневой экономике по ее сбыту за каждым товаром стоит свой перекупщик, как правило, в одном лице. И не дай бог кто-нибудь еще посмеет посягнуть на его территорию. Обычная накрутка на товар у перекупщиков 35-40 проц. Итого на семерых перепадет в год 17, 5 млн. рублей чистой прибыли – по 2, 5 млн. рублей на каждого. Если перекупщик зарегистрирован как юридическое лицо – частный предприниматель, то он ежеквартально платит налог на вмененный доход в размере 2-2, 5 тысячи рублей. То есть семеро перекупщиков должны были бы заплатить за целый год 70 тысяч рублей. Но это не так, большинство из них работают опять-таки по подложным справкам.

А теперь представим, что эти семеро перекупщиков зарегистрированы в фискальных органах как потребительские обслуживающие кооперативы. В данном случае им пришлось бы заплатить или 6 проц. «упрощенки», или 15 проц. ставки с чистого дохода. В нашем случае они заплатили бы за весь год 1 млн. 50 тыс. рублей, или по 150 тысяч с каждого. Отсюда вывод, каким способом надо организовать нам производство и сбыт продукции в условиях густонаселенной Чувашии. Сколько же денег остается у самих крестьян? На территории Большешемердянского 1200 дворов. Средние затраты производства на подворье – 70 проц. от валового дохода. Получается в среднем по 11 тыс. 850 рублей чистой прибыли на хозяйство. Это в 211 раз (!) меньше годового дохода отдельно взятого перекупщика.

Не отстают от него и многие руководители СХПК. Не каждый устоит перед соблазном при никем не контролируемой торговой сделке получить наличными. Черный нал – составляющая теневого бизнеса для этих двух категорий лиц на селе и есть главное препятствие развития всего сельского хозяйства. До тех пор, пока мы не искореним это экономическое зло, ни один сельхозтоваропроизводитель не выйдет на местные рынки со своим товаром. В подтверждение тому – пустующий до сих пор оптово-продовольственный рынок «Колос» в Чебоксарах по улице Николаева. За два года никакие увещевания и требования Минсельхоза не возымели действия. Ни один СХПК не соизволил появиться на этом рынке. Говорят, у министерства нет достаточных рычагов управления местными товаропроизводителями. Но, может быть, такие рычаги найдутся у Министерства экономического развития и торговли или у налоговых органов?

Сейчас идет акционирование этого рынка. Однако суммарная доля купленных акций чувашскими товаропроизводителями составляет всего лишь 1, 5 проц. То есть ровно на столько наши товаропроизводители пожелали легализовать торговлю выращенной продукцией на этом рынке. Остальные 98, 5 проц. решили остаться в тени, чтобы продолжить оптовую торговлю на местах методом «черного нала». Я не говорю, что все руководители кооперативов нечисты на руку. Есть среди них действительно честные труженики, искренне заботящиеся о благополучии своих хозяйств. Для таких руководителей действительно нет необходимости торговать на рынке «Колос», у них действует налаженный рынок сбыта за пределами Чувашии. Но таких хозяйств в республике единицы, и погоду в сбыте они не делают. Поэтому нужна единая для всех сельхозтоваропроизводителей Чувашии новая форма рыночной системы, наподобие продовольственных бирж.

С точки зрения архитектуры главного здания рынка я бы предложил округлое здание из 21 равного по размеру торгового павильона для каждого района в отдельности. По их прилавкам сразу будет виден уровень развития АПК и перерабатывающей отрасли данного района.

Рынок должен иметь налаженную дилерскую сеть маркетинга. Не обязательно всем товаропроизводителям везти сюда выращенную продукцию. Но и ни одна торговая сделка местных товаропроизводителей не должна осуществляться помимо этого рынка. Особенно надо учесть интенсивно набирающие обороты личные подворья. Национальный проект «Развитие АПК» дает законное право полностью отказаться от кабальных услуг перекупщиков, организовав по всей Чувашии единую посредническую торговую сеть, состоящую только из сельских потребительских обслуживающих кооперативов. Именно этого добивается от местных властей и наш Президент Н. Федоров.

Возможно, некоторые мои размышления носят полемический характер. Но мы обязаны наконец-то легализовать доходы всего сельского населения Чувашии и предоставить возможности самому крестьянину получить ту большую часть чистой прибыли, которую он действительно заработал.

Л. Белов, фермер. Ядринский район.

Кстати: Л. Белов организовал свой потребительский кооператив для оказания помощи овощеводам Ядринского района по реализации продукции на рынке «Колос».



"Советская Чувашия"
19 мая 2007
00:00
Поделиться
;