Трудная пора для сельчанина
«Сегодня трудная пора для сельчанина. Каждый погожий день на вес золота. Это понимают и механизаторы, которые латают старую технику. Конечно, нужна новая энергосберегающая техника. В дальнейшем мы думаем взять кредит и приобрести два- три трактора. А пока мазовские двигатели поставили на два колесных трактора Т-150.
Подготовлены почвы под посев
Зимовка прошла нормально. Поголовье КРС сохранили. Сейчас заканчивается отел, и думаем, что повысятся надои. Зарплату рабочим выплачиваем. Конечно, она совсем невысокая. Но где взять денег: цены на мясо, зерно не поднимаются, а все остальное – техника, электроэнергия, топливо – дорожает. Немало людей уезжают в Москву на заработки. Так что проблем хватает, но мы не теряем оптимизма», – рассказывает о планах и проблемах В. Новичков.
Этот разговор получился коротким. На стареньком «УАЗике» ему приходится часто мотаться и по району, и по республике, и по Нижегородской области. Председательская машина тоже нуждается в ремонте. Заднее крыло все сгнило.
Пока главный госинспектор района по технадзору А. Зайцев напомнил руководителю хозяйства про подготовку техники к техосмотру, главный инженер управления сельхозуправления В. Ушаков, который был с нами, с пониманием говорил: «Вовсе не сладко сейчас приходится председателям. Кто пойдет за мизерную зарплату на эту должность? Сколько беготни, нервотрепки. Кто их только не штрафует. И везде, получается, виноват председатель. А ведь уйдет, не найдешь замены». На сегодня некоторые из руководителей сельхозкооперативов готовы хоть сейчас уйти с этой хлопотной должности. Пока удается их уговорить не делать этого.
В тракторной бригаде в Козловке трактора не готовы к посевной. Но сравнивая положение с прошлым годом, главный госинспектор района по технадзору А. Зайцев сделал такое резюме: «Сдвиг есть». Бригадир В. Кончулизов, который в одном лице и сварщик, и токарь, и механизатор, обнадежил, что техосмотр пройдут. К тому времени найдутся паспорта, свидетельства. У одного механизатора вообще нет прав на вождение. Парень любит и знает технику, но по молодости бросил учебу в училище и теперь не знает, как быть.
Пока трактора стоят без фар, поворотников, блокировки. Не вся прицепная техника зарегистрирована. Когда мы поехали в Мачкасы, то увидели такую картину: на большой скорости шел Т-150 с тележкой, которую болтало из стороны в сторону, как при большой морской качке. А на этой тележке ехали два школьника и мужчина. Трактор был остановлен, на требование госинспектора высадить «пассажиров» тракторист эмоционально стал доказывать свое. Но все же пассажиры свой путь в Мачкасы продолжили пешим ходом, а механизатору рекомендовано было устранить все неисправности. Разных мелочей в глаза бросилось много: нет поворотников, блокировки, аптечки…
В тракторной бригаде в Мачкасах главный госинспектор района по технадзору А. Зайцев занялся ликбезом с бородатым бригадиром В. Ковригиным, который временно замещает на этой должности своего брата, который со дня на день должен приехать с заработков из Москвы: «В журнал заносить время выезда и заезда тракторов. Путевые листы выдавать под роспись, на каждом тракторе должен быть огнетушитель и медицинская аптечка, тракторные тележки зарегистрировать, сеялки оснастить сигнализацией, в рейс не выпускать неисправную технику..». На сказанное временный бригадир с пониманием реагировал, но несколько раз позволил себе вступить в полемику. Но все это выглядело несерьезно. В сельхозкооперативах нередко рассуждают примерно так: заводится – значит хорошо. Для колхоза сойдет. Вот и бригадиру В. Ковригину долго и доходчиво пришлось объяснять, что человеческая жизнь дается один раз, и ни к чему ее подвергать опасностям. Тем более могут пострадать безвинные люди. Под конец он согласился с этим утверждением. Ведь он сам механизатор, и его «колесник» тоже без фар и поворотников.
В Мачкаской бригаде 12 человек задействованы в тракторном парке. Здесь девять колесных тракторов, один гусеничный, сеноуборочный комбайн, два зерноуборочных комбайна. В разговоре несколько раз называлась фамилия И. Харитонова. Говорят, что за ним закреплены три трактора и все они всегда на ходу, работают, как часы. Что еще немаловажно, сразу видно, что человек любит технику: она чистенькая, масло нигде не подтекает. Вот бы таких работников побольше. Но где их взять? На сегодня во многих хозяйствах хотят купить новую технику, но руководители не ведают, кого на нее посадить. Ведь отдай 500 – 500 тыс. рублей за «МТЗ-80», а какой-нибудь любитель выпить трактор разобьет. В былые времена нередко такие ЧП случались, но для бедолаги все сходило с рук: его прощали, вели с ним воспитательную работу. Тогда и техники было много. А при сегодняшних ценах на технику такое ЧП для хозяйства станет разорительным.
Нельзя сказать, что положение СПК «Восход» очень трудное. Хозяйство и раньше не было в числе передовых. В 80-е годы его даже присоединили к сильному колхозу «Маяк», который более 40 лет возглавлял опытный председатель К. Волков. Но даже ему не удалось вывести хозяйство в передовые. В середине 90-х годов произошло разъединение, и два хозяйства стали развиваться самостоятельно. Сельхозкооператив «Маяк» по многим показателям в числе лучших в районе. Что касается СПК «Восход», то и у него есть положительные перемены. За последние два года удается сохранять поголовье крупного скота и свиней. На 1 января 2007 года 164 голов свиней, 228 – КРС, в том числе 95 коров. В прошлом году среднесуточные привесы составили: КРС –