Выстрел в молоко
Заготовителям предложили крепко подумать, стоит ли продолжать так себя вести. И пообещали применить к ним «меры воздействия»
НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ В ЧУВАШИИ ПРОШЕЛ ОЧЕРЕДНОЙ ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДЕНЬ, В КОТОРЫЙ ЧИНОВНИКИ ВСЕХ РАНГОВ, НАЧИНАЯ С МИНИСТРОВ, ИДУТ «В НАРОД», ЧТОБЫ УЗНАТЬ, ЧЕМ ДЫШАТ ЖИТЕЛИ ГЛУБИНКИ. НА СЕЙ РАЗ НАЧАЛЬСТВО ЧАСТО СПРАШИВАЛИ ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ: ПОЧЕМУ УПАЛИ ЗАКУПОЧНЫЕ ЦЕНЫ НА МОЛОКО?
Чувашские крестьяне, поверив в возможности нацпроекта «Развитие АПК», набрали льготных кредитов под самую завязку и — о чудо! — начали выдавать «на-гора» тысячи тонн сельхозпродукции. В том числе молоко - продукт, полезный во всех отношениях.
По данным Чувашстата, в прошлом году объемы производства молока по сравнению с 2005 годом увеличились на 6,3 процента. В итоге, сообщает пресс-служба Минсельхоза РФ, Чувашская республика по этому показателю вошла в тройку лидеров, пропустив вперед лишь Карачаево-Черкесскую республику (22 процента) и Челябинскую область (7).
Помогли, как уже было сказано, льготные кредиты, полученные сельскими товаропроизводителями в рамках нацпроекта.
По части кредитования, кстати, Чувашия и вовсе «впереди планеты всей»: в 2006 году в организации АПК республики, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства были привлечены льготные кредиты на общую сумму 4 миллиарда 300 миллионов рублей.
Особенно отличились владельцы ЛПХ и фермеры: в рамках нацпроекта около 13 тысяч сельских жителей позаимствовали у государства на льготных условиях свыше 1 миллиарда 820 миллионов рублей. Как отметил министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев, это лучший показатель в стране.
На занятые деньги чувашские аграрии развернули бурную деятельность: накупили техники, семян, стройматериалов. И, конечно, скотину. Собственно, коровы и стали первыми, кто позволил их владельцам почувствовать «отдачу» от займов. В Чувашии не только увеличилось количество буренок, они и молока стали больше давать.
Если еще раз обратиться к цифрам, картина выглядит следующим образом. В прошлом году средний надой молока на одну корову превысил уровень 2005 года на 13,7 процента (на 420 килограммов), составив 3462 килограмма. Вот почему даже сейчас, зимой, когда традиционно молока бывает меньше, в Чувашии его — с избытком.
Впрочем, радостных возгласов по этому поводу в рядах сельских товаропроизводителей особо не слышно. А все потому, что поняли: чем больше молока они выдадут «на-гора», тем меньше будет цениться их труд.
Как рассказали корреспонденту «РГ» в Минсельхозе Чувашии, в течение 2006 года закупочная стоимость 1 килограмма молока высшего сорта снизилась на 30— 50 копеек. По сути, заготовительные организации покупают его теперь по прошлогодней цене первого сорта. Но тогда зачем было мучиться — «пахать» от зари до зари, брать кредиты, которые к тому же нужно как-то возвращать!
Если дело так пойдет и дальше, заговорили крестьяне, летом молоко будем сдавать по цене простой воды... Самое интересное, что в магазинах стоимость молока нисколько не изменилась. Во всяком случае не уменьшилась. А значит, переработчики, скупая у крестьян молоко по дешевке, кладут себе в карман приличную прибыль.
Что касается молока высшего сорта, а именно оно упало в цене, руководители пищевых и перерабатывающих предприятий всегда говорили, что им не хватает именно качественного молока. Где же тогда логика? Если они будут снижать цены, у сельхозтова -ропроизводителя не будет стимула выпускать молоко высшего сорта. Все начнут производить первый сорт — менее хлопотный и затратный.
То есть'с учетом национального проекта, раз мы говорим об увеличении производства молока и мяса, то мы должны создавать эти условия, а не ущемлять интересы сельхозтоваропроизводителей. Понятно, что если не будет рынка сбыта, то и производить молоко не будут, начнут сворачивать производство.
В республике поползли упорные слухи о том, что пищевые и перерабатывающие предприятия находятся в сговоре. Вначале февраля Минсельхоз республики провел совещание с руководителями этих предприятий, где состоялся серьезный разговор о «неспортивном» поведении заготовителей. Те, как водится, ссылались на инфляцию. Мол, больше теперь нужно платить за газ, электричество... На что министр сельского хозяйства республики Михаил Игнатьев резонно спрашивал: «А что, газ и электроэнергия стали дороже только для вас? Думаете, сельские товаропроизводители платят по старым тарифам?».
Заготовителям предложили крепко подумать, стоит ли продолжать так себя вести. И пообещали применить к ним «меры воздействия». Потому что в условиях рынка, быть может, они и правы. А вот «в условиях» поддержки только начинающих вставать на ноги крестьян — скорее всего, нет.
КОММЕНТАРИИ
Михаил Игнатьев,
МИНИСТР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ЧУВАШИЯ:
— То, что сейчас происходит в республике с закупочными ценами на молоко, действительно похоже на сговор пищевых и перерабатывающих предприятий. Тем более что в магазинах цены на молоко и молочные продукты остались на прежнем уровне. Такая ситуация, понятно, никого не устраивает.
С одной стороны, мы не можем вмешиваться в отношения продавцов и покупателей, но и равнодушно наблюдать за происходящим тоже не имеем права. А «инструменты» у нас есть, рычаги имеются. Все эти пищевые и перерабатывающие предприятия обращаются к нам за льготными кредитными ресурсами (для закупки сырья и последующей переработки). Так вот, мы их уже предупредили: если не будут стимулировать сельхозтоваропроизводителей, мы начнем ставить их на коммерческое кредитование. Мы имеем на это право.
Между тем
Четыре хозяйства Татарстана по итогам работы за 2003-2005 годы попали в число ста лучших сельскохозяйственных предприятий России по продуктивности молочных коров. Лучшим среди татарстанцев является ПСКХ «Коммуна» Буинского района, которое находится на девятом месте. Здесь в указанный период средний удой на одну корову составил 8269 килограммов молока в год. Остальные три производственных кооператива из Кукморского и Балтасинского районов республики занимают девятнадцатую, двадцатую и восемьдесят седьмую строчки рейтинга, который составлен по официальной статистике Всероссийским НИИ аграрных проблем и информатики им. А. А. Никонова и Фондом поддержки аграрной реформы и сельского развития.