Очень малый бизнес на реке Штанашка
Штанашское сельское поселение — самое маленькое из десяти в Красночетайском районе и располагается в 25 километрах от районного центра. Численность местного населения чуть более тысячи человек. Поэтому, кроме отсутствия налогов с предпринимателей из-за неимения таковых, у штанашцев проблема с деньгами еще и из-за демографии — бюджет «вливает» их в поселение по количеству жителей. После создания электронной базы данных из 437 личных хозяйств обитаемыми здесь признаны 339. У поселения 5 деревень: Лесная, Кюрлево, Обыково, Арайкасы, Горбатовка. И село Штанаши, собственно, столица всего поселения.
В прошлом году система управления в селе и окрестных деревнях, впрочем, как и по всей республике, кардинально изменилась. Появилась жесткая горизонталь власти: есть свой глава поселения Николай Руссков, бывший сотрудник МВД на пенсии, избраны депутаты, утвержден устав, расписан бюджет. Вот только наполнять бюджет нечем. Собственных доходов — копейки.
Налоги с имущества и земли. Зато от статей расходов голова идет кругом. Первым делом нужно дороги отремонтировать, построить новые. В деревеньку Горбатовка, например, что спряталась в глухом лесу в 8 километрах от Штанашей и где живут не больше 10 семей, зимой даже на вездеходе не проедешь. Разве только на конных санях да на лыжах. Благо сотовые телефоны нынче почти у каждого есть. Даже у старушек, которых заботливые дети боятся оставить без присмотра. Только связь вот в этих местах неважная: на одном пригорке ловит, на другом дает сбой. Строительство шоссейки Кюрлево – Горбатовка запланировали уже в этом году. Были б деньги. Зато новый мостик через речку Штанашка между селом и д. Лесная корреспонденту “СЧ” продемонстрировали воочию. Правда, чтоб лицезреть гордость местного зодчества – крошечную переправу, возведенную общими мужицкими силами, по чувашскому обычаю ниме, – пришлось идти задами-огородами. Местность-то холмистая, изрезанная глубокими оврагами. Потому мостов и мостиков на пути встретилось немало. И почти все ветхие. Того и гляди провалишься. “Все надо обновлять”, – то и дело вздыхала “экскурсовод” Ираида Павлова, ведущий специалист администрации Штанашского поселения.
Чем живут жители поселения? Тем, что вырастят в своем хозяйстве. Как зарабатывают? А продажей того, что сумели вырастить. По словам Николая Русскова, у каждого домохозяина по гектару земли: 50 соток – огород у дома, 50 – в поле. Под картошкой или морковью с луком. Осенью урожай идет на продажу заезжим скупщикам. Естественно, по бросовым ценам. На этот несправедливый крестьянский удел сельчане особо не жалуются. Говорят, если самим свой товар на городские рынки возить, транспортные расходы столько же съедят. Да еще за место в торговом ряду надо платить. К “овощным” деньгам прибавьте “мясные” – в каждом дворе скотину и птицу на забой растят. Плюс “молочные”. Молоко сдают по 6 рублей за литр. Жительница села Штанаши Ольга Константинова, например, сдала в минувшем году более 9 тонн молока. А семья Николая Чучакова – 6 и реализовала 1100 кг мяса. Добиться таких надоев и “убоев” им помогли кредиты ЛПХ (на развитие личного подсобного хозяйства). Правда, крестьяне переживают, как долги возвращать будут. Заготовители сельхозпродукции что ни день сбавляют закупочные цены. Может, от этой нестабильности вся трудоспособная часть мужского населения и не бросает отхожий промысел – ездят на заработки в Подмосковье и Тюменскую область.
Единственное предприятие на территории поселения – бывший колхоз. ООО “Асамат”, что с чувашского переводится как “радуга”. По народным поверьям, радуга приносит счастье. Но, по всей вероятности, оно где-то замешкалось. Как пишут на сайте Штанашского поселения, “сельхозпредприятие “Асамат” в затруднительном положении”. Зарплата 200-300 рублей в месяц плюс натуроплата зерном или сеном. Поэтому работать в бывшем колхозе народ не спешит. Лучше жить своим натуральным хозяйством и ездить на личном мохноногом “транспорте” – почти в каждом десятом дворе есть своя лошадь.
В поселении не водятся не только фермеры и предприниматели. Даже челночники с баулами, набитыми недорогой косметикой, женскими колготками и кулинарными книжками, здесь не появляются. “А кто здесь что купит?” – хмуро рассуждает бывший бизнесмен Леонид Ильин. Когда-то он с семьей жил в Новочебоксарске, там же у него была своя “точка” на рынке. Однако торговля что-то не заладилась: “рэкет, конкуренты, зимой за прилавком стоять холодно”. И Ильин переехал к родителям жены в Штанаши. Здесь, правда, из-за тотального безденежья старый бизнес тоже не пошел. Тогда хозяйственный Леонид освоил древнее чувашское ремесло – начал валять валенки. Обувку возил на базар в Шумерлю и соседние села. Увы, и здесь новый чувашский бизнес потерпел крах – был затоптан каблучками модных сапог made in China. Сейчас ящик с инструментами пылится в дальнем углу, а в мягких валенках ходят только сыночек, дочка да тесть с тещей. Других народных умельцев в поселении вроде как и нет.
Лишь одна улица в Штанашах и во всем поселении может похвастаться водопроводом и канализацией. Называется Молодежная. Строили ее 18 лет назад еще на колхозные деньги, сразу 10 домов. И это не только одна из двух коммунальных радостей в штанашской столице (в поселении газифицированы все населенные пункты, кроме лесной Горбатовки), но и единственная линия, прочерченная здесь архитектором. Улиц в Штанашах – 4. Молодежная – центральная. Здесь располагаются все административные здания, музей боевой и трудовой славы, памятник воину-победителю, собственноручно изваянный ветераном войны и “первым ракетчиком” Иваном Конновым, и магазин заготконторы.
Оптимист, конечно, и приходя на кладбище видит вместо крестов сплошные плюсы, но вот именно с кладбищем в поселении проблем еще хватает. Ограды нет, хотя материал куплен. Мусор не вывозится, хотя емкости поставлены. С мусором странности не только на кладбище. Намечался договор с красночетайскими коммунальщиками. Но его так и нет. Штанашцев не устраивают цены, красночетайцев – расстояния. В результате Руссков обещает весь мусор сжигать. Рыть ямы и закапывать остатки.
В столице поселения только в одном магазине, райпотребсоюза, можно купить хлеб, водку и все товары, не производимые селянами лично. По левую руку – промтовары, по правую – продукты. Странного оранжевого цвета батоны и рыхловатые черные “кирпичики” привозят сюда из районного центра, так же как и стандартные кремовые пирожные с розочкой. Водку, как и колбасу, предпочитают ядрин-скую, а вино – сладкое, нижегородского розлива. Рядом с оцинкованными ведрами красуются прокладки и мыло. Почетное место занимают удивительные для этих нетронутых морозных мест без канализации и водопровода освежители воздуха с химическим запахом хвои и морского бриза. Неужели берут? Оказалось, что спрос на такие ароматы имеется. Видимо, жителям бизнес-целины тоже хочется вдохнуть от «хорошей жизни».
Объясняя название своего села, коренные штанашцы первым же делом просят его не связывать со словом “штаны”. И излагают красивую легенду. Дескать, когда-то мимо их села проходило войско Емельяна Пугачева. Решив сделать здесь привал, кто-то из пугачевцев указал рукой: “Станция наша!” Но, видно, какой-то писарь, то ли по ошибке, то ли еще почему, вместо буквы “с” в слове “станция” написал “ш”. Вот и вышли Штанаши. Интересно, что в соседнем селе Хоршеваши ходит похожая легенда. Только в ней пугачевец воскликнул: “Хороши ваши!”
Чтобы освоить компьютер, ведущий специалист поселения Ираида Павлова два месяца жила без выходных, зато теперь с гордостью говорит: мои новости даже в Панаме читают. С Панамой случилось следующее: в эту страну попала одна штанашская жительница, элементарно выйдя замуж за панамца. И вот, благодаря поселенческому сайту, вычитала про житье-бытье собственного дедушки. Но Панама Панамой, а жители села все равно чувствуют свою оторванность от мира: дороги плохие, поездка в Чебоксары на автобусе обходится в 120 рублей, а скорость компьютера пока все равно больше 9, 6 Мбит/с не бывает. В модельной библиотеке у Таисии Ордиковой такие же проблемы. Хотя к новенькому компьютеру молодежь тянет, как магнитом. Библиотеку, кстати, здесь открыли лишь осенью. Драили, чистили, красили, стулья сами обтягивали. Администратор сельского Дома культуры Зоя Прокопьева признается, что, хотя денег мало, право самостоятельно ими распоряжаться позволило отремонтировать клуб, в который буквально год назад и зайти было страшно. Стандартная конструкция образца 70-х годов через 20 лет существования без ремонта стала похожа на площадку для съемок фильмов ужасов: холод, серые стены, потолки с черными подтеками и горы подсолнечной шелухи с окурками по углам. После ремонта люди не мусорят, а, наоборот, устраивают в этом непотопляемом ДК танцы, игры да бракосочетания. Но артисты сюда не ездят, минимум 4 тысячи рублей за концерт или спектакль в Штанашах не соберешь, поэтому веселить себя приходится самим. Из развлечений штанашцам особо запомнились прошлогодние “Проводы русской зимы”, первые за 10 лет, где были и катания на лошадях, и блины, и петушиные бои. Народ остался доволен и с нетерпением ждет новых “Проводов” в конце февраля.
Помимо клуба, общественная жизнь поселения проходит в школе. Штанашская СОШ – старейшая в Красночетайском районе. Ей 165 лет. Педколлективу и родителям 102 учеников пришлось за нее буквально бороться. Чтобы не закрыли, как малокомплектную. В 3 классе, к примеру, учатся всего 8 ребятишек. Не будет школы – не будет и села, тревожатся люди. Увы, с каждым годом свободных мест за партами становится все больше, а учеников все меньше. На фотографии со школьного выпускного десятилетней давности мы насчитали 14 юношей и девушек, на снимке, сделанном три года назад, – в два раза меньше.
Здесь же, в просторном здании школы, расположился детский сад. Точнее, группа дневного пребывания, рассчитанная на 20 ребятишек. За один день родители платят 7 рублей, буханка хлеба дороже стоит. Видно, потому, кроме спортивного мата да нескольких мячей, в игровой комнате ничего из детского “хозяйства” мы не заметили. Кукол и машинки дети приносят из дома. У кого они, конечно, есть.
Но дети живут в этих деревнях в основном лишь до окончания школы, а потом бывают наездами. Дачниками. У главы поселения, например, наследники учатся и работают в Чебоксарах. Дом ветеранов в поселении закрыли. Официально – слишком дорогое удовольствие для столь малонаселенного пункта. Фактически – потому что все поселение скоро превратится в один сплошной дом ветеранов. За год здесь играются 2-3 свадьбы, рождаются 3-4 ребенка, а умирают по три десятка человек.