Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Белые воротнички выходят в поля

Смычка между городом и деревней наполняется новым содержанием. В то время как даже небогатые сельчане продолжают осваивать городские условия бытия, состоятельные горожане все чаще устремляются к земле.

Причем уже не только для того, чтобы вдохнуть аромат лугов и полей, но и вложить в них капитал и снять прибыль. Частные городские инвестиции на селе уже не редкость, общества с ограниченной ответственностью на месте сельхозкооперативов, сменивших колхозы, появляются как грибы после дождя. По данным Минсельхоза, в республике действуют около двухсот новых агроформирований. Это и агрохолдинги во главе с перерабатывающими предприятиями, и такие вот ООО, созданные с участием городских инвесторов.

Две трети новых структур — на частной основе. Наряду с крупными агропредприятиями они тоже подводят итоги завершившегося сельскохозяйственного года.

Отдельной статистики по ним нет. Но посевные площади в Чувашии нынче, впервые после длительного сокращения, наконец-то увеличились на 4 тыс. гектаров. И в этом заслуга новых агроформирований бесспорна. Есть даже свои «маяки». Небольшое ООО «Гида», созданное на землях Алатырского совхоза-техникума, получило нынче более 30 центнеров зерна с гектара. О таком урожае здесь уже успели забыть.

Другое ООО «Свобода» этого же района взяло 400 гектаров в некогда огромном совхозе «Стемасский». Один из учредителей — руководитель Алатырского хлебоприемного предприятия. Тут намолоты оказались, правда, поскромнее, да ценно уже то, что в оборот введено несколько сотен гектаров заброшенных земель. Правда, для бывшего хозяйства с тысячами гектаров пашни и села в девятьсот дворов это пока маловато.

Инвесторы приходят самые разные. На первых порах, года три назад, возник всплеск патриотизма среди удачливых бизнесменов, вспомнивших о своей малой родине. То в одной, то в другой деревне слышишь: денежный земляк выкупил у развалившегося местного СХПК комбайны и арендует землю.

А глава известной новочебоксарской частной строительной фирмы «Кровля» П. Катяков в своей родной деревне Тюмерево Янтиковского района решил спасти целиком обанкротившийся СХПК «Победа». И ведь спас. Купил новый трактор, пригнал грузовик. В первый год посеял двести гектаров зерновых, в прошлом — уже четыреста. Нынче снова с прибавкой. Так, глядишь, прежние полторы тысячи гектаров пашни и вернутся в севооборот. Доход дают и яблоки из общественного сада, и мед с пасеки. Люди стали получать зарплату.

Такие инвестиции иначе как спасительными не назовешь. Но все чаще частных инвесторов привлекают и относительно благополучные сельхозпредприятия. ООО «Азамат» дает почти треть производимой сельхозпродукции в Красночетайском районе. Хозяйство в состоянии развиваться и на собственные средства. Но не в тех объемах и не теми темпами, как хотелось бы, считает глава ООО И. Михопаров. Потому и нашел инвестора аж в Подмосковье. У Р. Гургеняна тоже крупная строительная фирма. «Вложиться» в землю давно надумал. Объездил, говорит, весь Алтай, но подходящее место для инвестиций выбрал в Чувашии.

За два неполных года инвестор построил для «Азамата» помещение для беспривязного содержания двухсот коров, завез овец романовской породы, купил несколько комбайнов (в том числе немецкий зерновой этим летом).

Но таких инвесторов в республике пока мало. Многие коллеги И. Михопарова, узнав о Р. Гургеняне, просили их свести с ним с прицелом тоже на инвестиции. Глава «Азамата» не успевал отбиваться. Москвич пришел в «Азамат» надолго, а вложения в хозяйство осуществляет в обмен на векселя. Через пять лет он вправе будет предъявить их к оплате, если не увидит отдачи.

Иными словами, такое инвестиционное партнерство твердо узаконено, чего не скажешь об иных инвесторах-спасателях. Некоторые из них обзаводятся сельскохозяйственным бизнесом ради подстраховки основного городского. Получится — хорошо, нет — не беда. Крестьянам, отдавшим в аренду такому бизнесмену свои земельные доли, можно любую лапшу навешать на уши.

— Нередко бизнесмены арендуют землю у долевиков без соответствующих договоров, — говорит заместитель руководителя Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ЧР М. Езюков. — А значит, земля используется не по назначению, сев-посадка той или иной культуры — самовольные. За это некоторых новых хозяев штрафовали, но это не повлияло. Происходит такое зачастую с ведома местных администраций, инициирующих преобразование обанкротившихся СХПК в ООО. Причем во главе последних порой становятся руководители прежних развалившихся хозяйств. И делается это не без умысла — чтобы уйти от налогов и долгов обанкротившихся СХПК. Если даже глава нового ООО и захочет заплатить налоги, в инспекции откажутся их принять, поскольку объекта налогообложения по бумагам как бы не существует.

Впрочем, со всем этим в ближайшее время должно быть покончено. Как сказали в управлении, в республике ведется территориальное землеустройство, в ходе которого земельные доли можно выделить не по отдельности, а в виде массивов, скажем, по 100 гектаров. Это устранит обезличку долей и упорядочит их оформление в аренду новым хозяевам.

По прогнозам экспертов, ожидается рост частных инвестиций в сельхозпроизводство. Места для вложений на других рынках попросту становится все меньше. На селе же поле для инвестиций поистине непаханое — в переносном и прямом смысле.



"Советская Чувашия"
20 октября 2006
00:00
Поделиться