И "Бездна" может стать золотым дном
|
Сатеев встретил нас с крашеными яйцами — идет Пасхальная неделя. Пригласил в офис на втором этаже собственного магазина «Сарпике» с баром. В небольшом холле — бильярд, словом, полная атрибутика бизнесмена средней руки.
У Александра есть еще два магазина. Сатеевы одними из первых в районе 14 лет назад занялись частной торговлей. Глава семьи, правда, по образованию учитель физкультуры, зато жена Роза — товаровед.
А семь лет назад Сатеевы взяли три гектара земли и создали крестьянско-фермерское хозяйство «Бездна» — по названию местной речушки. Звучит не очень радостно, но дело не в благозвучии. Здешний колхоз (потом СХПК) назывался куда оптимистичнее — «Аврора» (Утренняя звезда), — да приказал долго жить. Как и созданное впоследствии ООО с не менее внушительным названием: «Агрофирма «Баишевская». Его совладельцами были городские инвесторы, прикупившие землю явно на всякий случай. Работать же на ней, судя по всему, не собирались.
У них и приобрел в прошлом году на аукционе остатки имущества (выручили доходы от торговли) фермер Сатеев. Да какое там имущество — дыра на дыре: не было ни капли горючего, техника изломана, ферма полуразрушена. Так «Бездна» расширила свою пахотную площадь до 1300 гектаров. Столь больших КФХ в республике пока, пожалуй, и нет.
Собрать и узаконить земли в составе КФХ было непросто. Это в основном сданные в аренду фермеру земельные доли местных жителей. Тысяч 60 пришлось Александру потратить только на межевание участков да 40 тысяч — на положенное по закону оповещение через прессу о сдаче их в аренду. Еще больше денег ушло на покупку двух тракторов.
Но главное — надо было создать надежный кадровый костяк. Основательно «отфильтровав» коллектив, Сатеев оставил 13 механизаторов вместо прежних 60. На каждого, выходит, пришлось по сто гектаров — ощутимая нагрузка. Но с ней они прекрасно справляются. В прошлом году «Бездна» получила на своих не очень плодородных супесчаных почвах более 24 центнеров зерна с гектара. Заработок у многих механизаторов достигал в среднем до 4500 рублей в месяц.
Зато фермер, отбывая в столицу, спокоен: ни литра горючего, ни грамма зерна из хозяйства не пропадет. Бесхозно тратить все это, не говоря уже о воровстве, — себе дороже. Люди поняли: в деревне такие заработки на дороге не валяются.
…Повез нас Сатеев в поле, где шло боронование многолетних трав. Главных специалистов в «Бездне» нет, хотя дипломированный инженер имеется. Но Сергей Харитонов вместе с остальными работает на тракторе.
Травам и другим кормовым культурам в хозяйстве отведена большая часть площади. В этом году Сатеев должен довести численность крупного рогатого скота до полусотни голов, а зерна получить уже по 26 центнеров с гектара. И никакой альтернативы в меньшую сторону. Иначе у фермера могут возникнуть проблемы не только в экономике собственного хозяйства, но и в отношениях с правительством республики. Фермер Сатеев попал в когорту 50 самых «продвинутых» сельхозменеджеров в рамках реализации президентского указа о дополнительном содействии в обеспечении села руководящими кадрами. Александр в правительственной комиссии защитил свой бизнес-проект, в котором на ближайшие пять лет расписаны намечаемые показатели. К 2010 году скота в «Бездне» должно стать не менее 250 голов, а средняя зарплата — более 6000 рублей.
Отбирая «пятидесятников», правительство республики делало ставку не просто на толковых специалистов-аграриев, а на по-настоящему предприимчивых сельских менеджеров.
Торговлю Сатеев освоил, она служит весомым источником в пополнении оборотных средств для «Бездны». Работают у него пилорама, мельница. Подумывает Александр о создании кооператива по сбору молока у населения с перспективой преобразовать его в самостоятельный производственный молочный цех. А известный в Чебоксарах бизнесмен В. Ермолаев, земляк Сатеева, предлагает развести гусей, которых он завез из Венгрии. Но пока Сатеев боится — птичий грипп напугал.
Не добившись к намеченному сроку «запроектированных» показателей, фермер рискует солидной государственной поддержкой. 1 миллион рублей ему выделен на обзаведение жильем, кроме этого, выплачено 100 тысяч в качестве подъемных — на офисную мебель и т.п. Александр уже начинает строительство коттеджа в родном селе Бичурга-Баишево (пока семья живет в родительском доме).
В этом году дом надо построить, в следующем справить новоселье. Только, может оказаться, не навсегда: собственностью Сатеевых особняк станет лишь через пять лет, когда будет ясно, оправдал ли фермер выданный аванс.
Пока Сатеев выселяться через пять лет не собирается. Верит в свои силы и людей, с которыми взялся за дело.