Разминулись пугала и птичий грипп
|
Только вот скептики сомневаются — есть ли смысл теперь проводить вакцинацию домашней птицы? Ведь перелетные птахи уже благополучно добрались до родных лесов и рек на территории Чувашии. Больных среди диких пернатых замечено не было. Летом, при высоких температурах, птичий грипп не распространяется, хотя осенью опасность вновь может возникнуть. И, как уже сообщалось, домашней птице все равно понадобится повторная вакцинация, чтобы поддержать иммунитет. «Теперь птице старше года ревакцинация уже не требуется — вакцину усовершенствовали, — обрадовал начальник Госветслужбы Чувашии В. Тихонов и менее оптимистично продолжил: — А вот цыплят, утят и гусят, которые появятся в конце весны, надо бы привить дважды. Но пока не знаем, как получится с вакциной, Москва молчит».
Между тем и отношение к самой прививке у специалистов неоднозначное. Некоторые опасаются, что таким путем заболевание, наоборот, проникнет на территорию региона. Проследим за ходом их мысли. Что такое вакцинация? Это — впрыскивание ослабленных вирусов болезни, чтобы в организме выработался иммунитет. Теперь вспомните о своих ощущениях после ежегодных прививок накануне эпидемии человеческого гриппа. Временные недомогание, слабость, температура — это так и положено. А если организм ослаблен, тогда вакцина окажется «детонатором», спровоцировавшим настоящий грипп. Вот и куры с гусями похожим образом отреагируют на прививку. Теперь представьте, что такая «вакцинированная особь» встретится с голубем или чайкой — не привитыми, разумеется. «Кто даст гарантию, что дикая птица не заразится от привитой домашней и не станет переносчиком болезни в крупные птицеводческие хозяйства?» — задают вопрос противники вакцинации. «Категорически не согласен с такими рассуждениями. В вакцине против птичьего гриппа содержится невирулентный антиген, то есть у него нет болезнетворного начала. И тем не менее он заставляет организм вырабатывать иммунитет», — поясняет В. Тихонов. Кстати, в пригороде Чебоксар на частных подворьях птицу уже привили (город закупил вакцину на свои деньги) — и никаких осложнений после вакцинации ветеринары не выявили. «Если бы такое случилось, мы бы тут же направили в Москву рекламацию на препарат», — заверил начальник республиканской Госветслужбы.
Вообще нужно заметить, что угроза птичьего гриппа вызвала невиданный всплеск энтузиазма у ответственных лиц. Сотни людей по всей стране были заняты разработкой, доставкой, распределением вакцины. Правда, как всегда чудесное лекарство было доставлено с большим опозданием, но это не беда. Зато все были при деле. Более того, к проблеме подключились даже не совсем смежные отрасли.
Как известно, в больших птицеводческих хозяйствах вакцинировать птицу не планировали. Вместо прививок там рекомендовано применять «пугалки». Как-то на совещании, которое проводил Минсельхоз Чувашии, директорам птицефабрик порекомендовали обратиться на одно местное предприятие, где якобы делают устройства, отпугивающие перелетных птиц.
Некоторую информацию удалось получить непосредственно на этом заводе. Вроде бы там приступили к серийному изготовлению отпугивающих установок. Причем на основе генераторов, закупаемых в Корее. Но пока эту продукцию на предприятии осторожно именуют «опытным образцом». Хотя не стесняются предлагать ее нашим птицефабрикам за 200 тысяч (!) рублей за экземпляр. Разумеется, те не спешат платить заоблачные суммы за счастье побывать в роли испытательных полигонов. Поэтому заказов на «опытные образцы» у заводчан пока нет, и при таком раскладе вряд ли они будут. Понимая это, руководство предприятия пытается заручиться финансовой поддержкой из федеральной казны «на подготовку производства и научно-изыскательские работы» для новой продукции. По некоторым данным, требуется им на эти цели порядка 100 млн. рублей. Сумма, сравнимая разве что с затратами на разработку оборонной продукции. Вот уж действительно, для кого война, а для кого мать родна. Однако вряд ли такие деньги выложат из российской казны на «изобретение велосипеда», ведь подобные установки уже применяются за границей для отпугивания грызунов с продовольственных складов, птиц из садов.
А нашим птицефабрикам, пока суд да дело, можно вспомнить древнейшее устройство против птиц — пугало. Особенно преуспели в его моделировании ибресинцы. В районе даже провели выставку этих «огородных стражей». Наверняка за свои экспонаты их хозяева попросят несравнимо меньше денег, чем изготовители «опытных образцов». А эффект, возможно, окажется не меньшим.