Грачи вакцины не дождались
Столь неутешительное мнение выразил заместитель главы Порецкого района С. Галкин на недавнем заседании республиканской санитарно-противоэпидемической комиссии.
Не отрицал, что время упущено, и заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по республике А. Андреев. “Заявки на закупку вакцины мы подавали в Минфин еще в ноябре прошлого года”, – развел он руками перед заседавшими. И, судя по его мрачному тону, без должного результата. Впрочем, есть надежда, что медпрепарат, который сегодня производят две биофабрики – Ставропольская и Покровская, республика получит в апреле-мае, то есть в самый разгар миграции диких птиц. Не поздновато ли? Да и хватит ли вакцины на всю птицу в республике? По данным специалистов, кур, гусей и уток у нас насчитывается 2755 тысяч голов, из них 825 тысяч обитают на личных подворьях.
Вакцинировать всю птицу нет необходимости, считают ветеринары. Главное - охватить домашнюю вблизи птицеводческих предприятий и около крупных водоемов и рек (Волга, Сура, Цивиль), в которых кормятся дикие водоплавающие, а значит, высока вероятность заражения вирусом. В список первоочередников внесены также индивидуальные птичники, расположенные рядом с рыбхозами “Карамышевский” Козловского и “Киря” Порецкого районов.
Но сидеть сложа руки в ожидании спасительной вакцины в республике, конечно, не собираются. Помимо республиканской комиссии на местах создаются оперативные штабы: для координации действий специалистов различных служб и ликвидации очага гриппа. Сельчанам раздаются “памятки”, в которых говорится, как обезопасить своих кур-гусей от вируса, что делать в случае заражения, где захоронить павшую птицу (такие места должны быть определены в каждом сельском поселении). В больницах подготовлены резервные койко-места. В районах формируются спецбригады, в состав которых войдут инфекционисты, ветеринары, врачи и другие специалисты. Правда, они должны иметь соответствующую экипировку: халаты, головные уборы, маски, резиновые перчатки и сапоги. Увы, не в каждом хозяйстве найдется хотя бы 2-3 комплекта. Придется закупать дополнительно, а значит, изыскивать средства. Неизбежны и другие расходы.
А вот вопрос, должны ли власти контролировать ввоз птицеводческой продукции из других регионов, в том числе и зараженных (на сегодня таких зафиксировано девять), вызвал споры в полный голос. Одни настаивают на том, что ограничение торговых поставок приведет к экономической нестабильности на внутреннем рынке и может даже спровоцировать среди населения “куриную” панику, как это было с солью. Другие, особенно местные производители, утверждают, что если одно звено в цепочке – бесконтрольный завоз птицепродукции со стороны – упущено, все меры по профилактике птичьего гриппа окажутся бесполезными. “В Казани ни одна фура на рынки не может заехать, пока разрешение санитарно-эпидемиологических и ветеринарных служб не получит, – привел пример директор ОАО “Чувашский бройлер” В. Николаев. – А у нас торгуй, кто чем хочет!”
Впрочем, у вышеперечисленных служб имеются претензии и к самим птицефабрикам. По результатам совместной проверки специалистами Роспотребнадзора и Россельхознадзора по Чувашии установлено, что в ООО “Чебоксарская птицефабрика”, ОАО “Чебоксарский бройлер”, ГП ППФ “Урмарская”, ГУП “Вурнарская ИПС”, МУП “Батыревская” отсутствуют или эксплуатируются с нарушением требований санпропускники для персонала. Возникли замечания и к другим предприятиям.
Похоже, птичий грипп наших чиновников даже взбодрил, заставив заняться тем, до чего руки не доходили (или смотрели сквозь пальцы?) Например, провести ревизию дезсредств, навести порядок на городских мусорках, куда слетаются “пернатые волки” – вороны и галки – потенциальные переносчики вируса. Ведь до сих пор, говоря о безопасности населения, подразумевали лишь террористическую угрозу. Так что нет худа без добра. Лишь бы зараза прошла стороной.