Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

И разгорелся сыр-бор (Об Октябрьском маслозаводе)

В селе Октябрьское Мариинско-Посадского района Чебоксарский гормолзавод построил в 1990 году сепараторный пункт. Затем он его безвозмездно передал местному совхозу. Директор хозяйства Василий Малинин сразу понял, что ему достался лакомый кусок, и энергично начал реконструировать этот пункт, превратил его в маслозавод.

Близлежащие сельхозпредприятия и жители окрестных деревень привозили сюда молоко. Завод заработал в полную силу, в год здесь перерабатывалось более тысячи тонн молока. В совхозную кассу потекли немалые средства. Но у хозяйства все же не хватило денег на очистные сооружения, мутный поток до сего дня портит окрестные поля. Да и сам когда-то передовой совхоз «Октябрьский» стал еле сводить концы с концами. И его работники уже не получали зарплату, им ставили, как в послевоенные годы, «палочки» в тетрадках. А когда началась «прихватизация» госсобственности, местные чиновники, имеющие доступ к материальным ценностям, тоже не растерялись. Чем они хуже тех, кто в одночасье стал олигархом? И даже не надо было тайком вывозить материальные ценности со складов. К директору Малинину заявились неизвестные предприниматели из Новочебоксарска и предложили реализовать совхозное масло в два раза дороже, чем он продает. Из совхоза предприимчивые жулики вывезли более восьми тонн сливочного масла и почти весь имеющийся хмель — а это уже десятки тонн. Конечно же, документы о купле-продаже оформили по всем правилам, на бумагах поставили подписи и печати. Уже потом выяснилось, что такой фирмы в Новочебоксарске и в помине нет. Совхозные деньги испарились, как дым.

Из Шоршелского сельхозпредприятия имени космонавта А.Г. Николаева, где тогда председательствовал Михаил Андреев, некие предприниматели угнали тридцать бычков, а потом здесь узнали, что такой фирмы уже тоже нет. Следовательно, и бычки бесследно исчезли, в общественную кассу не поступило ни копейки. И подобные случаи не единственные в те годы в АПК. Сельчане от удивления только разводили руками: «Как же так? Мы работаем от зари до зари, получаем копейки, а руководители наших пошатнувшихся хозяйств приобретают в городах квартиры, возводят шикарные коттеджи».

Заменивший Малинина на директорском посту Виталий Тарасов попытался было через суд взыскать пропавшие деньги. Но куда там! Кто сейчас разыскивает жуликов? А бумаги у Малинина в полном порядке, он ответил судье: «Да найдите вы этих воров! Где они?»

Шесть лет назад сельхозкооператив «Октябрьский» с миллионными долгами принял Геннадий Якимов. На ферме в то время еще имелось 340 дойных коров. Но зарплату людям нечем было платить, наседали налоговики, тревожили поставщики топлива и запчастей. И чтобы как-то заиметь наличные деньги, руководство решило сдать свой маслозавод в аренду. Его взял предприниматель из Чебоксар Алексей Соловьев. Определили срок аренды — три года. Он энергично повел дело, начал вывозить молоко не только с подворий марпосадских деревень, но и из Козловского, Урмарского, Цивильского районов. Поэтому многие стали держать по три-четыре дойные коровы, а житель села Октябрьское Евгений Башкиров с женой Натальей заимел даже семь буренок. Но вот истек срок аренды, и сельхозкооператив решил его не продлевать — зачем отдавать курицу, несущую золотые яйца?

Но и Алексей Соловьев не торопился выполнить условия договора. И разгорелся конфликт, начались судебные разбирательства. Как и следовало ожидать, судебные приставы на основании исполнительного листа № 051592 от 11 сентября 2003 года, выданного Арбитражным судом Чувашии, принудительно выселили предпринимателя А. Соловьева из молочного цеха, повесили на дверях замки и опечатали. Цех на хранение передали прежнему владельцу, то есть сельхозкооперативу. Но и ему не разрешили им пользоваться — отобрали за миллионные долги. Кто же выиграл от такого решения? Тридцать человек из молочного цеха остались без работы, многим хозяевам подворий некуда стало сдавать молоко. Но районные власти палец о палец не ударили, чтоб разрубить «гордиев узел».

Экономическое положение у сельхозкооператива продолжало ухудшаться. А как его выправить, если литр солярки подскочил до семнадцати рублей? Судебные приставы за накопившиеся долги угнали с фермы половину стада. Доярки и скотники плакали, когда буренушек и бычков выводили со двора.

— Раньше мужиков раскулачивали за две-три коровы, а сейчас идет раскулачивание целых хозяйств, и никто нас не защищает, — с горечью говорит скотник Владимир Михайлов, который со своей женой Людмилой всю жизнь проработал на здешней ферме. А угнали стадо почему-то в соседний, совсем развалившийся сельхозкооператив «Сюндюковский». Тогда там директорствовал Дмитрий Плотников, который уже сдал свои дела. За сколько и куда он продал свалившийся с неба божий подарок, никто не знает. Говорят, коров и бычков увезли в соседний Татарстан. Нынешний директор Геннадий Якимов уже ни во что не верит, по его мнению, сельхозкооперативу тоже скоро придет конец, как и многим другим хозяйствам района.

Предприниматель Алексей Соловьев не захотел мириться ни с бездействием районных властей, ни с сомнительными решениями судов (конфликтом из-за молочного цеха сейчас занимается восьмой следователь РОВД). Он взломал замки и снова запустил цех. Тридцать человек вернулись на свои рабочие места, возобновился прием молока у населения. Вот такая история приключилась в селе Октябрьское. А судебным разбирательствам и конца еще не видно.



"Советская Чувашия"
09 февраля 2006
00:00
Поделиться