У хлебопеков - не самое хлебное место
|
Норма потребления хлебобулочных изделий в расчете на одного трудоспособного человека в республиканской потребительской корзине на год составляет 151,3 килограмма. В день выходит около 400 граммов. Полтора кило на семью с 60-копеечной прибавкой в цене — это и есть те полтора рубля. Для среднеобеспеченных семей, не говоря уже о богатых, сумма не ахти какая. А вот кошелек малоимущих, пожалуй, ее почувствует.
Повышение цен на изделия из муки первого сорта, которая и используется для выпечки ржано-пшеничного, утверждает Республиканская служба по тарифам исходя из соотношения цен на сырье и конечную продукцию. По данным руководителя службы А. Васильевой, издержки хлебопекарных предприятий после последнего, осеннего, подорожания муки выросли в среднем на 10 проц. Хлебопекам же разрешено поднять свою цену только на 5 проц. Но они еще не израсходовали старые запасы муки, и хлеб отпускается пока в основном по прежним ценам.
Главной причиной повышения цен на хлебозаводах называют, конечно же, подорожание муки. Экономисты чебоксарского ОАО “Хлеб” привели такой расклад. Если в январе муку первого сорта здесь закупали по 4800 рублей за тонну, то теперь ее предлагают за цену на пять процентов выше. Не за горами весеннее подорожание горюче-смазочных материалов и — как следствие — увеличение транспортных затрат.
Один из поставщиков муки первого класса — Канашский элеватор. По сведениям экономиста Н. Львова, в ближайшие дни цена на нее поднимется как минимум на 200 рублей за тонну. Объясняется это, понятно, тем, что дорожают электроэнергия, газ, оборудование.
Наверняка будет повышена цена и на муку высшего сорта. К тому же на это не потребуется разрешения службы по тарифам.
Между тем хлебопеки жалуются, что новые цены все равно не позволят полностью покрыть возросшие затраты. В то же время некоторые хлебозаводы в борьбе за потребителя идут на демпинг, т. е. умышленное занижение цен. Директор ОАО “Козловский хлебозавод” Б. Якубов, например, недоволен действиями своего конкурента из столицы, отбирающего у него таким образом покупателей. В Чебоксарах тот продает хлеб почти на рубль дороже, чем в Козловке. А посему, мол, надо законодательно ограничить доступ столичных конкурентов в райцентре, а из соседних регионов — в Чувашию. С таким экономическим кругозором вряд ли далеко уедешь. Может, стоит приглядеться к собственному бизнесу. Товары и услуги у нас дорожают с завидным постоянством. И всякий раз товаропроизводители обосновывают это повышением цен на сырье, а сырьевики — подорожанием электроэнергии, газа, запчастей и т. д.
А как обстоит дело, поинтересовались мы у экономистов хлебопекарных предприятий, со снижением собственных затрат. Ведь они тоже влияют на себестоимость продукции, а значит, на отпускные цены. Увы, в ответ можно услышать лишь знакомое лозунговое: никаких лишних затрат! Ни на одном из заводов не смогли назвать хотя бы приблизительную цифру снижения себестоимости за счет этих резервов. Впрочем, зачем особо напрягаться — покупатель в любом случае за все заплатит.