Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Сельский призыв

 
По Указу Президента республики «О дополнительном государственном содействии селу в обеспечении руководящими кадрами в производственной сфере» по конкурсу будут отобраны не менее 50 специалистов, способных поднять вверенные им сельхозпредприятия.
 
Это не «25-тысячники» из пролетариев, которых когда-то бросали на спасение колхозов с одной лишь привилегией — быть впереди. Подкреплению обещана солидная материальная подмога: не менее 1 млн. рублей субсидии на строительство или приобретение жилья, единовременное пособие в размере 100 тыс. рублей. Кроме того, на одну треть субсидируется процентная ставка при получении кредита на покупку личного легкового автомобиля. Такой подход главы Чувашии к решению острейшей на селе проблемы — кадровой, — безусловно, новаторский и обнадеживающий. И указ Президента не мог не заинтересовать многих людей. Говорят, некоторые сельхозруководители из соседнего Пильненского района Нижегородской области, узнав о таких льготах, готовы были побросать свои хозяйства и переехать в Чувашию.
 
Сразу после публикации указа Минсельхоз республики получил несколько письменных и устных резюме. А иные из соискателей обратились прямиком в Администрацию Президента.
 
Как пояснили в министерстве, такие обращения силы пока не имеют — конкурс еще не объявлен. Можно лишь получить представление о тех, кто готов на столь самоотверженный поступок. Мой знакомый, руководитель крупного предприятия с немалым стажем и неплохой менеджерской репутацией, сказал, что и за гораздо большие привилегии не пошел бы в «провальное» хозяйство — слишком тяжела эта «шапка Мономаха».
 
Да, тяжела. Но работа все же подъемна для человека упорного, здравомыслящего, умеющего рассчитывать свои силы.
 
Между тем примеривают «шапку» пока в основном горожане. С деревней их связывают разве что детские воспоминания. С некоторыми претендентами довелось побеседовать. Поскольку они открылись журналисту, подлинные имена и фамилии называть не стану.
 
Заподозрить Николая в том, что его привлекает только материальная сторона, трудно. Не богач, но и не бедняк. На жизнь зарабатывает частной торговлей на рынке. С женой учат сына в платном вузе. Имеют квартиру, машину.
 
В прошлом Николай — военный инженер. Служил в Казахстане, в 1993-м переехал в Чебоксары. Родом из Канашского района. Тяжело, говорит, видеть, как страна в основном торгует и мало производит. Да и самому уже надоело торговать. Правда, как поднять какое-то хозяйство, Николай представляет слабо. Уповает на государственную поддержку, а о ней, дескать, в указе ничего не говорится.
 
- Но можно и кредит взять.
 
- Что вы! Я на свои-то «челночные» нужды как-то пытался взять, да зарекся - столько волокиты.
 
С таким настроем на селе, наверное, делать нечего. Получается, дай огромные субсидии на личное обустройство, да еще и на подъем хозяйства. Правительство республики и без того ежегодно вкладывает в село немалые средства в виде прямых дотаций, льготных кредитов, на приобретение техники в лизинг. А сколько из бюджета выделяется на социальное обустройство села, газификацию…
 
У Виктора Михайловича (тоже, кстати, военного отставника) трудовая биография побогаче. После увольнения из армии работал на солидных административных должностях, в том числе в частных фирмах. И хотя через два года ему стукнет 60 лет, тоже не прочь попытать свои силы на селе.
 
В деревне он бывал только наездами. Да и специальных знаний не имеет. А зачем, отвечает, на это есть специалисты, а он, как человек военный, будет организатором.
 
Только вот получится ли что-либо путное при преобладании по-армейски командного строя руководства? Селу, помимо прочего, нужны лидеры со знанием психологии деревенского жителя.
 
Еще один заявитель работает мастером на заводе. Человек тоже вполне положительный, и вот потянуло в деревню.
 
Верю, что эти кандидаты в руководители хозяйств переживают за село и искренне хотят ему помочь. Тем более что в городе у них нет проблем ни с жильем, ни со средствами для жизни.
 
Но, кроме хотения, надобно еще и умение. У моих же собеседников представление о сельских проблемах почерпнуто большей частью из мимолетных наблюдений либо из газет. А об истинных трудностях сельского менеджмента они, похоже, даже не догадываются.
 
Больше шансов у кандидатов, которых сейчас подбирают районные администрации. По данным красночетайского главы В. Орлова, у него на примете двое. Один даже в Германии на фермера учился. Приходится только радоваться, что хоть один из участников образовательных зарубежных программ наконец-то хочет реализовать свои «забугорные» знания на родной земле. А ведь учиться за границу по разным «линиям» выезжали десятки наших якобы перспективных молодых людей. Где они теперь?
 
В Алатырском районе подобрали доморощенных молодых специалистов — зоотехника и ветеринара. А вот в Аликовском, как можно было понять из беседы с главой В. Анисимовым, перспективных руководителей пока не ищут. Хотя именно в этом районе особенно остро не хватает кадров.
 
Работа по формированию корпуса сельских руководителей в республике пока только начинается. В скором времени должно появиться постановление правительства, после чего создадут конкурсную комиссию. Она будет «фильтровать» претендентов, и абы кто направление в деревню, конечно, не получит. Проверке подвергнут биографию каждого, так что желающих с криминальным прошлым просят не беспокоиться.
 
Особым вниманием будут пользоваться те, кто сможет принести инвестиции в будущие проекты. Рассчитывать же на дополнительную помощь из бюджета вряд ли стоит. И без того на субсидии и пособия потребуется около 50 млн рублей.
 
…Как-то возвращались мы из Мариинско-Посадского района. По дороге посадили в машину супружескую пару. Муж родом из этих мест, приезжал навестить мать. Работал директором крупного племсовхоза в Орловской области. И рассказывал о своем хозяйстве. В то же время поругивал колхоз на своей родине, председателя которого, по его словам, надо судить за бесхозяйственность. «А почему бы вам не вернуться в родные места и показать, как надо руководить?» — спросил я тогда. Попутчик надолго замолчал и ничего не ответил.
 
Никто не знает, сколько толковых сельхозруководителей из наших земляков трудятся на просторах России. И мне не раз доводилось слышать о них самые лестные отзывы. В Сибири был даже председатель - Герой Социалистического Труда, уроженец Моргаушского района.
 
Почему же успехи на стороне у руководящих земляков иной раз «круче», чем у наших руководителей? Не потому ли, что им пришлось обосновываться на чужбине, надеясь только на себя, на чем, как говорится, и закалились. Таких толковых руководителей, способных составить новую когорту, у нас тоже ждут. Здесь они пока еще не обросли нежелательными связями, в том числе криминальными, да и со стороны, свежим взглядом просчеты видней.
 
Правда, у них есть риск столкнуться с черной завистью иных соотечественников, которым дела успешных людей не дают покоя. Причем они предпочитают только завидовать, но не учиться у них. Таким следовало бы помнить, что зависть разъедает душу. А значит, эти люди уничтожают прежде всего себя, а не предмет зависти.
 
Видимо, многие забыли слова завещания великого просветителя И. Яковлева, сказанные более ста лет назад, о зависти как одной из нехороших черт наших земляков. Просветитель не зря предостерегал, что зависть мешает работе и является одной из причин жизненных неурядиц. И завещал поддерживать людей успешных.
 
Кадровая проблема на селе обострилась до предела. Во главе хозяйств уже не редкость рядовые водители, механизаторы. Некоторые, бывает, ко двору, но со многими приходится расставаться.
 
Между тем наша славная Чувашская сельхозакадемия ежегодно выпускает десятки зоотехников, агрономов, механизаторов. (Для факультета механизации, кстати, строится новый учебный корпус). И меньше половины из них остаются в селе.
 
Сможет ли новый, беспрецедентный проект ослабить кадровую проблему? Должен и сможет, если к его реализации будем подходить по-настоящему серьезно, последовательно, с верой в успех.


"Советская Чувашия"
18 марта 2005
00:00
Поделиться