Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

На старой телеге далеко не уедешь

 
Из 14 сельхозпредприятий Мариинско-Посадского района три объявлены банкротом. Такая же участь грозит еще четырем. Из тех, кто еще держится на плаву, — «Звезда» и «Восток». Но и у них накопилась задолженность по зарплате — более 300 тысяч руб. По представлению районной прокуратуры против руководителей уже готовятся судебные иски.
 
“Нам предстоит решить задачу формирования конкурентоспособной системы агробизнеса”, — подчеркнул Президент Чувашии в своем Послании Госсовету республики. Безусловно, главную роль в этом играют кадры. На днях Н. Федоров подписал Указ “О дополнительном государственном содействии селу в обеспечении руководящими кадрами в производственной сфере”. Речь в нем идет о повышении стимулов для привлечения на работу в сельской местности квалифицированных специалистов и руководящей элиты. Им будут предоставляться значительные льготы, в том числе “подъемные” в 100 тыс. рублей и субсидии на строительство дома. Государственная поддержка руководящих кадров должна способствовать их закреплению на селе, а значит, развитию малого предпринимательства и агропромышленного производства и в конечном итоге — повышению качества жизни сельчан.
Первым «приказало долго жить» пригородное хозяйство «Дружба», когда-то возглавлявшее местные сводки по животноводству и растениеводству. Здешний молочный комплекс на 400 голов считался лучшим в районе. Но стремительно росли цены на горючее, электроэнергию, технику, и хозяйство медленно скатывалось вниз.
В последние годы «Дружбу» возглавлял Геннадий Илларионов. Бывший председатель горсовета решил стать предпринимателем, занялся колбасным производством. Сначала дела шли неплохо, спрос на продукцию увеличивался. И тогда Г. Илларионов задумал построить новый цех. Двухэтажное здание он все-таки возвел, но залез в большие долги. Со всех окрестных деревень к нему везли бычков и свиней, но расплачиваться вовремя со сдатчиками предприниматель уже не мог. Доверие к нему было подорвано. Да и конкурировать с мясокомбинатами было все труднее. Когда Илларионов только возглавил хозяйство, районные власти надеялись, что колбасный цех со временем крепко встанет на ноги за счет увеличения поголовья скота — пахотных земель вокруг в избытке, а значит, с кормами не было бы проблем. Но эти надежды не оправдались, а вскоре не стало ни свинофермы, ни комплекса. Дальше — больше. Из мехпарка стала исчезать техника, руководителя привлекли к судебной ответственности. Сейчас в «Дружбе» работает ликвидационная комиссия, распродается все, что еще можно продать.
Или другой пример. В свое время в «Волге» на откорме было более двух тысяч бычков. Конечно, навозу имелось в избытке, торф завозили из Заволжья, поэтому поля давали хороший урожай. Звено Виталия Соколова обеспечивало ферму кормами в достатке. А сейчас там всего 320 бычков, затраты по уходу за ними растут, но отдача небольшая — мясокомбинаты платят всего 37 руб. за килограмм живого веса.
Когда-то колхоз имени А. Г. Николаева был известен на всю республику. После полета Андрияна Григорьевича в космос на укрепление слабого тогда хозяйства пришел Герой Социалистического Труда Василий Зайцев из Яльчикского района. Он сумел быстро наладить дела, колхоз пошел в гору. Уверенно развивался он и при председателе Нине Михайловой. В эти годы поголовье свиней на фермах возросло до 3700, крупного рогатого скота — до двух тысяч. Надои от каждой коровы составляли 4250 килограммов, рентабельность производства в колхозе достигла 164 проц. А в перестроечные времена он «захромал», потом был преобразован в сельхозкооператив «Союз». На молочном комплексе, где содержалось 400 дойных коров, их осталось около двух десятков. На свиноферме — ни одного поросенка. Да и в целом по району сегодня насчитывается всего 1900 голов крупного рогатого скота, из них 800 дойных коров.
Вот что рассказывает директор «Волги» Юрий Овинкин:
- Наше хозяйство находится возле поселка Спиртзавод. Раньше сюда за бардой выстраивались вереницы машин со всех хозяйств района. Теперь же барду спиртзавод выливает в овраги. Поголовье животных резко сократилось и, наверное, придет время, когда в общественном стаде не останется ни одной буренки. Да и как развиваться, если технология производства и молока, и мяса такая же, какой была 20-30 лет назад. О компьютеризации даже и речи нет. Механизация - и та на самом примитивном уровне.
Агрономы тоже бьют тревогу - плодородие почвы с каждым годом ухудшается. Гумуса на марпосадских полях осталось всего 1,8-2 проц. Известный российский почвовед Василий Докучаев утверждал: если питательный слой в почве меньше трех проц., то она не может прокормить человека, такая земля убыточная. А чтобы повысить содержание гумуса, нужны удобрения. Нынче же навоз на поля практически не поступает, его выкупают частники. В республике есть большие запасы торфа, но и о нем в здешних хозяйствах давно забыли. Начальник управления сельского хозяйства района Михаил Виноградов пояснил: чтобы привезти из-за Волги на КамАЗе десять тонн торфа, потребуется 7-10 литров солярки — это 900 рублей. А если подсчитать стоимость самого торфа, амортизацию, технику, зарплату и т. д., то машина торфа обойдется в 1500 рублей. Ни одно хозяйство нести такие расходы не в состоянии.
Не за горами сев. Но в ремонтных мастерских — тишина. У хозяйств нет денег на приобретение запчастей к технике, а она изношена на 70-80 процентов. С семенами тоже проблемы. По словам начальника семенной инспекции Галины Яруковой, в хозяйствах 60 процентов из них — массовых репродукций. Такого в районе еще не было. Откуда ждать хорошего урожая?
- Если жизнь в хозяйствах чуть теплится, то платят там смехотворную зарплату. Даже у руководителя она не превышает трех тысяч рублей. Поэтому подобрать толковых хозяйственников трудно, — говорит Михаил Виноградов.
Сельчане живут во многом за счет собственного подворья. Но люди в деревнях стареют, а молодых не заманишь на поля и фермы. В последние десять лет в республике произошли большие перемены — завершена в основном газификация, немало делается для закрепления молодежи на селе, ей помогают строить жилье, дают ипотечные кредиты. Но еще нужна и хорошо оплачиваемая работа.
Мариинско-Посадский район считается хмелеводческим, почти половину производимого в республике хмеля выращивали здесь. Но отрасль, лишенная государственной поддержки, в последние годы пришла в упадок. И только сейчас, кажется, к хмелеводам повернулись лицом, производство хмеля стали поощрять: если в прошлом году за тонну зеленых шишек государство доплачивало 10 тысяч рублей, то в нынешнем году прибавят еще пять тысяч. А это — неплохой стимул. Будут возрождаться хмельники, и экономика окрепнет. Ведь спрос на чувашский хмель есть, пивовары ценят его за многие качества.
Есть и другие меры поддержки села. В этом году на субсидирование процентных ставок при покупке минеральных удобрений хозяйствам из бюджета республики выделено 30 миллионов рублей — на 10 миллионов больше прошлогоднего. А технику сейчас можно приобрести в рассрочку, по лизингу.
Конечно, этого еще недостаточно, чтобы встали на ноги такие сельхозпредприятия, о которых шла речь выше. А может, действительно не стоит ставить подпорки вконец обветшавшему дому, а построить на его месте новый? В республике есть примеры, когда хозяйства-банкроты присоединяли к агрохолдингам, и дела там постепенно налаживались. Но право выбора остается за самими сельчанами.


"Советская Чувашия"
25 февраля 2005
00:00
Поделиться