Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

У фермеров много завистников

 
– Тяжеловато, если откровенно, - признается Геннадий Пушкин, которого в Мариинско-Посадском районе знают как трудолюбивого крестьянина, одним из первых основавшего фермерское хозяйство. – Откорм свиней пока пришлось отложить, затраты не окупаются. Но сейчас цены на мясо опять поползли вверх, наверное, скоро закуплю поросят. На трех гектарах выращиваю картофель, доходы небольшие, а забот много, особенно одолевают колорадские жуки. Сейчас на выгодных условиях заключил договор с пчелохозяйством совхоза “Ольдеевский”. Засеял два гектара донником и другими медоносными травами. Пчелы опыляют в теплицах томаты, огурцы, цветы. Приходится трудиться от зари до зари, а про выходные и говорить не стоит.
 
Когда зарождалось фермерское движение, в районе изъявили желание заняться новым делом более пятидесяти человек. В основном это были люди с агрономическим и зоотехническим образованием, хорошо знающие сельхозтехнику. Тогда правительство посулило им крепкую поддержку. Планировалось даже проложить дороги к фермерским хозяйствам, водопроводные и электрические сети, на льготных условиях обеспечивать техникой. Однако фермеры так и не смогли подняться на ноги, при стремительном росте цен на сельхозтехнику, ГСМ, электроэнергию хозяйствовать на земле стало невыгодно.
Удержались на плаву самые стойкие, предприимчивые, смекалистые. Такие, скажем, как Валерий Галошев. Сейчас у него более ста гектаров пашни, урожай он собирает по сорок и более центнеров с гектара. Имеет свою мельницу, продает муку, комбикорма, со всей округи приезжают к нему молоть зерно. Так что для свиней у него свой корм, значит, и себестоимость мяса низкая. Технику для перевозки грузов он тоже зря не гоняет. В хозяйстве держит пять лошадей. Есть и дойные коровы.
Галошев постоянно ищет дополнительные источники дохода. И находит. Сейчас он в теплых помещениях содержит более трех тысяч перепелов. Вычитал в старинной книге, что чуваши еще двести лет назад занимались разведением этих птиц. Разузнал, что в Подмосковье есть перепелиные фермы, поехал, закупил яиц. Дело сразу не пошло, перепелята погибали. Оказывается, птицам нужны специальные витаминные добавки. Сейчас деликатесную продукцию, кстати, очень полезную для организма, закупают чебоксарские рестораны.
– Можно получить солидную прибыль, если количество перепелок довести до десяти и более тысяч, к чему я и стремлюсь, - говорит фермер.
Хотел было заняться разведением страусов, даже заключил договор с американскими птицеводами. Закупил инкубаторы. Но возникли неожиданные трудности с оформлением документов, американцев российские власти поставили в такие условия, что те вовсе отказались сотрудничать с Галошевым.
Сейчас он расчищает склоны оврага от кустарников. Задумал соорудить там водяную мельницу, а на плотине завести гусей и уток. Районная администрация обещает ему помочь.
– Только плохо, что не я хозяин земли, - сетует Галошев. – Через мое пшеничное поле энергетики проложили электросеть. Разрешения, конечно, у меня не спросили, убытки не возместили. Столбов множество понаставили, а под напряжением растения ведь плохо растут. Все бы ничего, огорчает то, что я не знаю, что меня ждет завтра. Нет стабильности как в других странах. Я не защищен законами. Они меняются слишком часто.
Не защищен не только Галошев. Фермерам худо живется еще и потому, что вокруг множество завистников. “Мы тебе богатеть не позволим, будешь жить как все”, - так и сказали однажды другому здешнему фермеру соседи.
– Думал, шутят, - рассказывает он. – Ан нет, подожгли-таки сарай, в огне погибли отельная корова и бычок, сгорела и скирда соломы. Но нас угрозами не остановить. Мы с сыном всерьез взялись за крестьянское дело. Помещение для откорма свиней уже готово. Сейчас этим очень выгодно заниматься. Пожалуйста, только фамилию пока не называйте…
Мой собеседник многие годы работал начальником производственного отдела завода, сын его закончил педуниверситет. В нынешнее время жить на зарплату нелегко. И они круто изменили свою жизнь. Теперь у фермера и внуки подросли: одному семнадцать лет, а другому – одиннадцать. Они тоже охотно помогают. Ведь на откорме два десятка свиней. Спрос на мясо большой, закупочные цены тоже немалые.
Еще один фермер, Анатолий Расстегаев, занимается разведением индеек и коз. Живет он на самом берегу Волги, кругом раздолье. За рекой – Козин остров, где полно сухостоя и травы, сена вдоволь. На вырученные деньги еще покупает и корма. Познакомился Расстегаев с хозяином сухогруза из Саратова. Тот привозит ему зерно по сходной цене, а взамен берет у фермера капусту, морковь, свеклу, лук, чеснок. Сделка обоюдовыгодная.
– Только вот трудно реализовать индюшатину, хотя цена моя не выше свинины, - рассказывает Расстегаев. – А ведь индюшатина - ценнейшее диетическое мясо, уступает только страусиному. Нет, не привыкли наши люди к такому деликатесу. Вон у американцев индюшатина на первом месте, а на Рождество она на столе в каждой семье, даже у Президента. Постепенно и наши люди начинают понимать, уже получаю заказы от состоятельных людей…
От грабителей и воров я тоже страдаю. За сезон пять-шесть индеек утаскивают. Козы пропадают. Один мужик на моих глазах зарубил одну, я его связал и сообщил в милицию. Пришел участковый: “Зачем вам из-за козы враждовать? – говорит. – Возместит он тебе убыток. Помиритесь лучше”. Ну распили мы с тем мужиком бутылку, куда денешься…
У нас фермерское движение не приняло массового распространения, но оно живет. Выживают не столько трудолюбивые, сколько люди хваткие и предприимчивые. Рынок всех испытывает на прочность.


"Советская Чувашия"
25 января 2005
00:00
Поделиться