Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Взялся торговать, изволь клиента уважать

 
“Прямая линия” - “Культура обслуживания на предприятиях общественного питания и торговли”, объявленная “Советской Чувашией”, привлекла внимание многих. А некоторые даже заранее стали звонить в отдел торговли и потребительского рынка Министерства экономического развития и торговли республики.
 
- Госторгинспекция уже провела проверки по нескольким фактам, но не все подтвердились, - сообщила начальник отдела С. Ефимова. Так, поступила жалоба на качество миндальных орешков в одном из чебоксарских магазинов. Якобы их обжаривают прямо на месте, а в упаковке вместе с орехами – мусор. Вдобавок в кассе пробивают завышенную сумму. Но все оказалось не так. Сигнал о том, что в одной из закусочных (тоже чебоксарской) торгуют не водкой, а спиртосодержащей жидкостью, также не нашел подтверждения.
Анонимный читатель сообщил, что в столовой Чебоксарской мэрии мучные изделия не значились в меню и на них не было ценников. По приказу руководителя комбината питания “Элара” заведующая столовой лишена премии за ноябрь.
Были предложения и по улучшению культуры обслуживания. В частности, речь шла о специальных перчатках для продавцов хлебных отделов. Во многих магазинах, прежде чем подать буханку или батон, надевают на руку полиэтиленовый пакет. В перчатках же им было бы намного удобнее работать. “Лучше всего продавать хлеб в бесплатной полиэтиленовой упаковке”, - считает С. Ефимова. Согласна она и с тем, что людям не очень приятно делать покупки, если с того же прилавка отпускают корм для животных (и такое практикуется). “Мы порекомендуем органам санэпиднадзора и руководителям предприятий обратить на это внимание”, - сказала Светлана Геннадьевна.
Первый звонок на “прямую линию” – от Петрова Кронида Николаевича. - В торговых точках на базе горкоопторга Чувашпотребсоюза по улице Николаева в Чебоксарах продукты дешевле, чем на рынке, и взвешивают на электронных весах - это хорошо. Но вы бы видели, какая там антисанитария! Воды нет, туалета – тоже.
- Эта база у нас уже на контроле. В ближайшее время направим туда специалистов для комплексной проверки. Что касается туалета, то руководство горкоопторга заверило: его уже строят, - ответила С. Ефимова.
- Зовут меня Владимир Николаевич. Хочу узнать: почему свежее мясо можно купить только на рынке?
- Владельцы некоторых магазинов говорят, что народ привык покупать мясо исключительно на рынке. А многие торговые точки лишились не только отдельных помещений для рубки мяса, но и специалистов по разделке туш. Поэтому магазинам удобнее торговать мясными полуфабрикатами. Но ваше пожелание я обязательно доведу до руководителей торговых предприятий.
- Это “прямая линия”? Петров Николай Федорович беспокоит. Претензия моя не к торговле, а скорее, к сервису. Заходишь в магазин – и не в какой-нибудь, а в супермаркет, например, в “Букет Чувашии”, что напротив “Детского мира”. Подходишь к витрине. Вдруг появляется уборщица и начинает буквально под ногами покупателя шваброй возить, а от нее такой запах... Неужели полы нельзя помыть в отсутствие посетителей?
- Согласна. Убираться можно по-разному. В “Макдоналдсе”, например, идеальный порядок поддерживают в течение всего дня. Но посмотрите, как это делается: уборщицы одеты в униформу, и клиентов они не беспокоят. Считаю, что ваше замечание должны учесть все руководители торговых точек.
- Феофанова Валентина Ивановна звонит. Живу в Чебоксарах, частенько захожу в магазин “Плес”, что на Южном поселке. Купила там йогурт, дома открыла – он заплесневелый. А ведь покупатели доверяют магазинам, считая, что там продают проверенный и качественный товар.
- Вы не обратили внимание - на упаковке какой конечный срок реализации проставлен?
- Знаете, не посмотрела. С досады и йогурт выбросила. Но в магазине-то уж должны знать сроки годности!
- Нисколько не оправдываю магазин и сообщу руководителям торговых предприятий о вашей жалобе. Но бывает и так. Срок годности товара не истек, а условия хранения и транспортировки не соблюдались. Допустим, оптовый поставщик йогурта жарким летним днем колесил по всему городу – завозил товар в торговые точки. Его машина не снабжена холодильной камерой – от жары продукт испортился. А в магазине это не определишь, упаковку не вскроешь. Кстати, может, вы помните хотя бы производителя этого йогурта?
- Нет.
- Если такое повторится, запомните, пожалуйста, производителя, и мы вычислим цепочку, по которой поступают некачественные йогурты.
- Здравствуйте, из села Комсомольское звонят. Иванова Людмила Геннадьевна, работник торговли. Профессия обязывает обращать внимание на качество товаров и сервис. Часто бываю в Чебоксарах, а на днях со знакомыми зашла пообедать в частное кафе, принадлежащее Любови Гладковой. (Вход по другую сторону от ресторана “Центральный”, где раньше кулинария была.) Кухня там отличная. Но вот обслуживание… Девушка-бармен подала совсем несладкий чай. На наше замечание ответила так: “Положено 200 граммов воды, а я наливаю 300 – и кладу сахара, сколько следует”. На просьбу приготовить чай, как положено, без лишней воды, услышали: “Несите чашки, я вам на халяву положу сахару”. Мы объяснили, что “на халяву” нам ничего не надо. А ведь кафе находится в людном месте, там вкусно кормят, а вот такие работники портят репутацию заведения.
- Спасибо за информацию, я передам ее Любови Николаевне.
- Светлана Геннадьевна? Это пенсионер Никитин. Меня давно волнует ситуация на нашем колхозном рынке. Если не хочешь быть обманутым, туда надо отправляться со своими весами и калькулятором. Особенно обсчитывают и обвешивают торговцы колбасой и маслом. Как бы навести там порядок? Может быть, воздействовать на арендаторов этих точек?
- У вас есть какие-то конкретные предложения?
- Думаю, надо лишать лицензии таких предпринимателей.
- К сожалению, торговая деятельность не лицензируется. Лицензии выдаются лишь на право розничной продажи алкогольной продукции. Остальные бизнесмены работают, имея свидетельство о предпринимательской деятельности. И мы пока вправе воздействовать на них только штрафами. Поэтому я советую вам пользоваться контрольными весами. Обычно при выявлении обвеса продавцы сразу возвращают разницу в деньгах. И, конечно, будем думать, как изменить эту ситуацию на рынке.
- Моя фамилия Герасимов. Месяц назад купил в чебоксарском магазине “Березка” по Эгерскому бульвару коробку конфет. Пришел с ней в гости, там ее открыли, а конфеты оказались испорченными: “провалившимися” и с белым налетом. Видимо, их неправильно хранили, но срок годности не истек. Чек, к сожалению, я выбросил. Как в этом случае возместить ущерб?
- Если покупка сделана в магазине самообслуживания, то на коробке может быть “штрих-кодовая” или иная информация, указывающая именно на эту торговую точку. И вы смело могли идти в магазин. Любое уважающее себя предприятие, скорее всего, заменит “свой” некачественный товар, если даже чек на покупку отсутствует.
- А если нет?
- Тогда по Закону “О защите прав потребителей” можно доказать подобный факт с помощью свидетелей, чек в этом случае тоже необязателен. Или позвонить в Госторгинспекцию, чтобы проверили эту торговую точку, сделав контрольные покупки. Если товар там хранится неправильно, то испорченные конфеты окажутся не только в вашей коробке. Тогда бы предприятие привлекли к ответственности.
- Пикузова беспокоит. Яйца сейчас дорогие – от 24 до 27-29 рублей. Но продавцы, как мне кажется, хитрят – в один “блок” кладут и мелкие, и крупные. Вдобавок нередко попадаются уже усохшие яйца.
- Если на яйце стоит штамп и обозначена категория, значит, оно должно соответствовать этой категории. А чтобы не было сомнений в свежести яиц, покупайте их только в тех торговых точках, где есть овоскоп – специальный прибор для проверки качества яиц. По первому требованию продавец обязан подтвердить их свежесть при вас. На рынке у уличных торговцев таких приборов, работающих от электросети, нет.
- “Прямая линия”? Можно сразу два вопроса? Я живу в северо-западном микрорайоне Чебоксар, зовут меня Лидия Ивановна. “Советская Чувашия” уже не раз писала о плохом обслуживании в магазинах “Чебоксарского трикотажа”, а изменений что-то не видно. Торговля идет в тесных “сарайчиках”, особенно на рынке. Продавцы розничного покупателя не замечают, а работают на оптовиков. За город стыдно. Это не фирменные магазины, а сельпо. Можно как-то повлиять на фабрику?
- О ситуации знаем. В этих магазинах и очереди большие, и нужный товар выбрать сложно. Еще раз поставим в известность об этом руководство фабрики.
- И еще. На рынке “Северный” есть павильончик от птицефабрики “Моргаушская”. И там всегда требуют 15 копеек за пакетик. А ведь другие давно все продукты упаковывают бесплатно.
- Конечно, это непорядок. И руководству птицефабрики надо над этим подумать.
 
P. S. Пока материал готовился к печати, из отдела торговли и потребительского рынка Минэкономразвития республики поступили первые сведения по фактам, о которых сообщили читатели.
Представители министерства, противопожарной и санитарно-эпидемиологической служб, а также госторгинспекции 15 ноября проверили базу горкоопторга и обнаружили массу нарушений. Вопиющий факт – на территории базы площадью 4290 кв. метров (!) нет ни водопровода, ни канализации, ни туалета.
А вот что предстало взору проверяющих, например, в ЗАО “Белый ветер” (директор В. Никифоров). С начала нынешнего года эта фирма реализует детское питание со склада, в котором нет не только вентиляции, но и покрытия на полу и даже потолка. Также в этой торговой точке не обнаружилось ни стеллажей для хранения товаров, ни раздевалки для персонала. Главное – у “Белого ветра” не было заключения Центра госсанэпиднадзора о соответствии помещений для осуществления данного вида деятельности. На директора этой фирмы наложен штраф в 10 МРОТ и вынесено постановление, приостанавливающее работу склада до устранения всех нарушений. Другой предприниматель, А. Михайлов, также торгующий на территории базы горкоопторга, за нарушение правил продажи отдельных товаров оштрафован на 3 тыс. руб.
Руководство компании “Березка”, в чьем ведении находится одноименный универсам по Эгерскому бульвару, 47 (там наш читатель купил конфеты нетоварного вида) сообщило: в магазине проверены условия хранения продукции, нарушения не установлены. Однако персоналу велено усилить контроль за качеством поступающих товаров. Управляющей универсамом сделано предупреждение, а при повторении подобных фактов будут применены более жесткие меры взыскания.
По поводу излишнего рвения уборщиц, “не дающих проходу” покупателям в магазине, подведомственном чебоксарской пивоваренной фирме “Букет Чувашии”, тоже пришел ответ. Работники по уборке помещений обеспечены соответствующей спецодеждой и уборочным инвентарем. Заведующей магазином сделано замечание за неопрятный вид уборщиц.
Провели беседу с представителями всех торговых точек руководители “Чебоксарского трикотажа”. Продавцам рекомендовано внимательно относиться к покупателям и выставлять товары на удобное обозрение. (Надо же, оказывается, работники этих фирменных магазинов незнакомы даже с элементарными правилами торговли. Так что их, видимо, сначала подучат, и только потом начнут наказывать. – Авт.)
Л. Гладкова (директор кафе) приносит свои извинения Л. Ивановой. Она сообщила, что сахар для чая никогда не ограничивали “по норме” и готовы по просьбе клиента положить столько кусочков, сколько он попросит. С девушкой-барменом проведена разъяснительная беседа, за допущенное нарушение и грубость она лишена премии.


"Советская Чувашия"
07 декабря 2004
00:00
Поделиться