Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Поле кормит всех

Сентябрьское поле пахнет дымом от сжигаемой картофельной ботвы. Зябь черными глыбами вздымается из-под сверкающих на солнце плужных лемехов. Вот остановился трактор, и из кабины выпрыгнул щупловатый, изрядно запорошенный пылью парень. “Знакомьтесь, Альберт Уляндин, - говорит главный агроном СХПК “Комбинат” Андриан Концов. – Президентский стипендиат, награжден Почетной грамотой республики”.
 
Разговорить “орденоносца” так и не удалось. Он сказал лишь, что, несмотря на молодость, уезжать из родной деревни Торханы не намерен. Обзавелся семьей, собирается строить дом.
В “Комбинате” Альберт такой не один. Моложе 35 – главный агроном, механик, главный инженер. Самому “старому” механизатору – пятьдесят.
Торханы расположены рядом с оживленной чебоксарской трассой. Однако люди из деревни не бегут – заработки стали неплохими. На днях в “Комбинате” закончили уборку зерновых. Поэтому настроение у комбайнеров хорошее: управились до ненастья, да и поощрение обещает быть солидным. Только деньгами – не менее 10 тысяч рублей и еще по 7 килограммов зерна за каждую намолоченную тонну. (Кстати, урожайность здесь нынче – более 20 центнеров с гектара, самая высокая в Шумерлинском районе.) И после посевной некоторым механизаторам выдали по 12 тысяч рублей. Причем порядок в хозяйстве такой: пока не рассчитались с ними, ни один из специалистов не получит и рубля.
В целом по хозяйству средняя зарплата сейчас превышает полторы тысячи рублей. Еще не так давно она была значительно меньше. Тогда руководство решило оценить реальное участие каждого работника в сельхозпроизводстве. И выяснилось, что из 270 человек по-настоящему “вкалывали” лишь 170. Остальные только числились, получая “простойные” несколько сотен рублей. Кое-кто уже не в состоянии был работать из-за известного пристрастия к спиртному, другие предпочитали жить личным подворьем. Их-то и отправили на вольные хлеба. Зато остались настоящие работяги. Вроде Уляндина.
Сейчас в “Комбинате” разворачивается уборка картофеля, который занимает около 80 гектаров. Урожай – намного выше прошлогоднего. “Центнеров 180 с гектара возьмем”, - говорит главный агроном.
Однако большой прибыли от “второго хлеба” не ожидается. Картофель начали отправлять по договору одной из воинских частей на юге страны по 2 рубля 20 копеек за килограмм (почти на рубль дешевле, чем в прошлом году). Закупают его не сами военные, как это было в советские времена, а коммерсанты. Поэтому не исключено, что до места назначения клубни доставят с немалой наценкой. Но у хозяйства другого выхода нет. Более высокую цену – до 4 рублей - дают на конкурсных госзакупках картофеля для бюджетных организаций: больниц, детских садов. А у них потребности небольшие.
К копке картофеля приступили и в остальных здешних хозяйствах. Зерновые в основном уже убраны. Средний намолот по району – 16 центнеров. Удобрений нынче внесли вдвое больше прошлогоднего, заметно обновили семенной фонд (лишь 20 процентов семян массовой репродукции, остальные – элитные). Только многое, сказал в сердцах один из механизаторов “Комбината”, “осталось на земле”. Велики потери зерна при уборке обветшавшей техникой.
В десяти хозяйствах района насчитывается 40 зерноуборочных комбайнов. Лишь пять из них служат менее пяти лет, остальные – по 13-15 лет. Четыре комбайна разобрали на запчасти. В итоге ежедневно на поля выходило не больше 20 агрегатов. И только “Комбинат” и СХПК “Дружба” в прошлом году смогли взять в лизинг два новых комбайна.
Другая проблема – кадровая. Главный агроном райсельхозуправления В.Зенкина назвала два сельхозкооператива, в которых вообще нет агрономов. Да и с высшим образованием их в районе всего пять. В ООО “Шанс” обязанности технолога полей совмещает главный инженер. Откуда тут быть большим урожаям? Да и с механизаторами не везде так, как в “Комбинате”, - по району их не хватает около 80.
Валовой сбор зерна за три последних года в районе снизился почти на 4000 тонн. В прошлом году он составил 6086 тонн. Сказалось, конечно, и уменьшение зерновых площадей в ряде хозяйств, особенно в так называемой алгашинской лесной стороне. Здешний СХПК “Рассвет” обанкротился, и второй год зерновые поля пустуют. Несколько лет назад руководители Сергачского сахарного завода (он находится поблизости) уговорили шумерлинцев увеличить площади под сахарной свеклой. В Шумерле даже открыли свеклоприемный пункт. Только в СХПК имени Чапаева плантации под “сладкие” корни увеличили на сто с лишним гектаров. Но, оказалось, зря. Новые хозяева завода неожиданно заявили, что не нуждаются в сырье из Чувашии. А ведь прежнее руководство обещало помочь и в приобретении свеклоуборочного комбината в кредит. И вот теперь в хозяйстве не знают, как будут выкапывать свеклу. Скорее всего – вручную.
Зато в животноводстве наметились подвижки. Производство мяса в последние три года понемногу растет. Под личным контролем главы района В. Мурашкина в “Рассвете” - выращивание бычков для Шумерлинского мясокомбината. Найден инвестор для восстановления откормочной фермы. Есть у главы и желание возродить свиноводческий комплекс в Ходарах. Поэтому шумерлинцы активно запасаются кормами.


"Советская Чувашия"
09 сентября 2004
00:00
Поделиться