Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

И без пива можно жить красиво

 
Два года оттягивалось принятие закона, ограничивающего рекламу продукции пивоваренных фирм. Но чему быть, того не миновать. Накануне парламентских каникул депутаты Государственной Думы РФ добрались и до этого многострадального законопроекта.
 
Напомним, что поправки в Закон “О рекламе” были приняты в первом чтении весной 2002 года. Прозвучавшее тогда предложение вообще запретить рекламу пива в СМИ, а наружную свести до минимума вызвало в депутатской среде бурю эмоций. После продолжительного обсуждения всех устроил компромиссный вариант, запрещающий показ пивных роликов на телевидении с 17 до 22 часов, а также устанавливающий некоторые другие дополнительные ограничения. В сентябре думцы проголосовали за закон во втором чтении, и казалось, проблема, серьезно беспокоившая общественность, была снята с повестки дня. Однако закон так и не лег на стол Президента России, а вернулся к депутатам из-за "некоторых противоречий". Потом у Думы третьего созыва появились другие неотложные заботы (2003 год был перевыборным), и пивовары смогли перевести дух.
Казалось, что о законопроекте, в конце концов, забудут и толщина кошельков пивных королей окажется важнее здоровья нации. К счастью, этого не случилось. Депутаты пусть с опозданием, но все же выполнили обещания, данные своим избирателям. Не последнюю роль в этом сыграла и активная позиция Президента Чувашии Н. Федорова – человека, обладающего большим авторитетом на политической арене, возглавляющего республику, производящую 80 проц. российского хмеля. Еще несколько лет назад Николай Васильевич подверг жесточайшей критике российское Министерство печати, попустительствовавшее оголтелой (другого слова не подобрать) рекламе продукции пивоваренных фирм. Причем потребителю и в первую очередь молодежи навязывались не пиво и традиции его употребления - шла агрессивная пропаганда пивного образа жизни. Мол, только с бутылкой “Клинского” в руках ты можешь считать себя “продвинутым”, а старые друзья встречаются не иначе как за кружкой “Золотой бочки”. Свою позицию Н. Федоров высказывал и на заседании Госсовета России, встречах с руководителями страны.
Тогда позиция Президента республики, требовавшего резкого ограничения пивной рекламы на центральных каналах, соблюдения рекламщиками норм и правил, принятых во всем цивилизованном мире, казалась кому-то излишне категорической, а кому-то романтической и даже наивной. Уж слишком большие деньги стояли на кону, слишком мощные силы были заинтересованы в том, чтобы ничего не менять. Время все расставило на свои места. Неоднократные выступления врачей, представителей правоохранительных органов, общественных деятелей, наконец, данные статистики убедительно доказали правоту Президента Чувашии – реклама пива способствует исключительно получению сверхприбылей пивными магнатами. Для большинства же россиян пиво становится первым шагом на пути к алкоголизму, наркомании, за решетку.
В итоге у Н. Федорова стали появляться сторонники. Одним из первых лоббистов антипивной поправки стал депутат Госдумы от Чувашии А. Аксаков. Именно ему принадлежит поправка, запрещающая использование для рекламы пива образов людей и животных. Так что теперь “толстяк” никуда не опоздает, а “трем медведям” придется утолять жажду другими напитками. Активно поддержали Президента республики председатель Госкомспорта России Вячеслав Фетисов и Госсовет Чувашии. В начале года в своем Послании к Госсовету ЧР Николай Федоров еще раз напомнил депутатам о необходимости объявить беспощадную войну пьянству и алкоголизму. В президентском указе “О дополнительных мерах по усилению контроля за потреблением алкоголя, профилактики алкоголизма и пьянства” был определен комплекс неотложных мер по борьбе с алкогольной эпидемией, "ставшей в российском обществе одной из самых острых социальных проблем". Обсуждалась даже такая возможность - не дожидаться федерального закона, а запретить массированную рекламу пива на местном уровне.
Сегодня можно констатировать, что здравый смысл возобладал и усилия всех, кому небезразлично здоровье россиян, особенно подрастающего поколения, увенчались успехом. Закон принят во втором и третьем чтениях, причем стал еще жестче, чем в первоначальном варианте. Так, запрещена реклама пива на телевидении с 7 (а не с 17, как предполагалось ранее) до 22 часов. Рекламные ролики, статьи и плакаты не должны содержать информацию о том, что употребление пива имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха “либо для улучшения физического или психического состояния”. Также запрещена дискредитация воздержания от употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Нельзя, наконец, внушать несведущим, что пиво утоляет жажду, полностью безвредно, а то и вовсе обладает терапевтическими свойствами. Уберут рекламу пива с первых и последних страниц газет и журналов, а также из изданий, специализирующихся на вопросах здоровья, экологии, образования. Больше не увидят зрители и мультипликационных рекламных роликов (прощай, Иван Таранов), зато любая пивная реклама будет сопровождаться предупреждением о возможном вреде пива для здоровья.
Закончилась ли на этом борьба с пивным лобби? Трудно сказать. Все наиболее известные в России брэнды сейчас принадлежат иностранным инвесторам. Оценив российский рынок как наиболее перспективный, вложив большие деньги, транснациональные компании, естественно, стараются выжать максимум прибыли. Вероятно, закону до того, как его подпишет В. Путин, еще предстоит выдержать ряд испытаний. Например, уже сейчас “выражаются опасения”, что отечественные спортивные федерации, отказавшись от рекламы пива на своих соревнованиях, потеряют слишком много средств. Не исключено, что найдутся всевозможные правовые лазейки, обходные способы. Поэтому нужно сохранять бдительность. Только в этом случае вопрос – “А кто идет за “Клинским”? – перестанет быть актуальным.


"Советская Чувашия"
09 августа 2004
00:00
Поделиться