Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Небось, картошку все мы уважаем...

 
Были времена, когда чувашский картофель славился по всему Советскому Союзу. Но за годы реформ наши аграрии растеряли свои позиции на крупных рынках. Как возродить былые традиции, создать тот самый брэнд чувашского картофеля, о котором говорил в своем послании президент республики Н. Федоров?
Сегодня мало получить большой урожай – нужно его еще и продать. А для этого картофель должен иметь товарный вид. По словам регионального представителя подмосковной фирмы “Кладовая солнца” Григория Кашковала, столичные супермаркеты готовы поглотить огромное количество сельскохозяйственной продукции, лишь бы она соответствовала международным стандартам. В Чувашии, по мнению г-на Кашковала, для этого есть все условия: “Я сам бывший агроном и могу оценить ваши почвы – они словно созданы для картофеля”. Однако чтобы вырастить конкурентоспособные овощи и фрукты необходимо придерживаться современных интенсивных технологий, а этого, в свою очередь, невозможно добиться без импортной техники. Поэтому крупные покупатели в первую очередь оценивают техническую оснащенность сельхозпредприятия и только после этого начинают разговор о поставках продукции.
Вот здесь и возникает главная загвоздка. Как нашим колхозам и сельскохозяйственным кооперативам приобрести зарубежные машины, цена которых для многих нереальна? В России такая техника производится лишь на 1-2 предприятиях, да и у них стоимость не намного ниже импортных аналогов. Например, подмосковное ЗАО “Колнаг”, выпускает свою продукцию по западной лицензии: культиватор стоит 13 тысяч евро, картофелесажалка – 22 тысячи, комбайн – 91 тысячу. В кредит “Колнаг” не работает (предприятия аграрного сектора - не самые пунктуальные плательщики), а предоставляет лишь полугодовую рассрочку. Возможен и лизинг, но большинство республиканских товаропроизводителей на него не решается. Например, председатель колхоза им. Кирова Канашского района Николай Андреев считает, что слишком высока сумма залога, которая должна в два раза превышать стоимость приобретаемой техники. Есть и другая сторона вопроса. Все-таки интенсивные технологии предназначены главным образом для предприятий, специализирующихся на возделывании какой-то одной культуры - картофеля, свеклы, лука. А наши СХПК и колхозы занимаются всем понемногу: и овощами, и зерновыми, и молоком, и мясом. Переход к специализированным хозяйствам потребует много времени и больших средств, но, видимо, другого выхода нет, иначе мы так и не станем конкурентоспособными.
Успешный пример сельскохозяйственной специализации – агрофирма “Слава картофелю”. Она была образована в 2001 году и развивалась в основном на субсидированные кредиты, выделенные Сбербанком РФ, при активной поддержке министерства сельского хозяйства республики. По итогам прошлого года “Слава картофелю” удостоилась звания “Лучшая картофелепроизводящая компания ЧР”, получила премию президента Чувашии и Диплом Правительства Москвы за поставку качественного картофеля для нужд столицы. За три года существования фирмы ее посадочные площади увеличились в 7 раз (с 35 до 257 гектаров), а урожайность повысилась с 250 до 320 ц/га. Постоянно обновляется семенной фонд и механический парк. По словам председателя совета директоров компании Александра Капитонова, инвестиции в производство составили около 7 млн. рублей. И не случайно к руководству “Славы картофелю” уже обратились представители фирмы “Лэйс” - всемирно известного производителя чипсов. Такое партнерство означает и высокий объем закупок, и мировой уровень цен.
Ну а что делать другим хозяйствам Чувашской Республики? Есть ли у них перспективы перехода на интенсивное земледелие? Разговор на эту далеко не праздную тему зашел на семинаре-совещании “День поля”, прошедшем на базе ООО “Агрофирма “Слава картофелю” в Комсомольском районе. По мнению руководства республиканского Минсельхоза, нередко сами сельскохозяйственные предприятия виноваты в своем нищенском положении. В том же Комсомольском районе можно увидеть брошенные земли, сплошь заросшие сорняками. “На половине плодородных земель в республике ничего не посажено. Что же мы жалуемся на низкую зарплату?”, - пристыдил участников семинара вице-премьер, министр сельского хозяйства Чувашии Михаил Игнатьев.
Еще одна проблема – необязательность производителей сельскохозяйственной продукции. Директор Красноармейской агрофирмы “Таябинка” Юрий Попов раньше занимался поставками сельскохозяйственной продукции на московские рынки и закупал продукцию у многих предприятий Чувашии. Однако на своем опыте убедился, что наши сельхозпроизводители без зазрения совести могут нарушить договор. Стоит появиться в колхозе скупщику овощей и предложить за килограмм на 15-20 копеек больше, как директоры тут же забывают про взятые на себя обязательства. Из опасения потерять московский рынок сбыта, Юрий Алексеевич решил сам заняться картофелеводством. Сейчас в “Таябинке” посажено 180 га картофеля, и техника не хуже, чем у “Славы картофелю”, есть даже единственная в республике сортировочная машина.
Начальники районных управлений сельского хозяйства, руководители предприятий, фермеры, побывавшие на семинаре, смогли познакомиться с ведущими российскими поставщиками техники, удобрений, гербицидов, интексицидов, элитных семян и т. д., увидеть в деле современные машины, осмотреть посаженные поля. Фермер из Козловского района Василий Семенов считает, что ему пока крупное хозяйство не потянуть, но, может, это будет под силу его троим сыновьям. Младшему из них – Лазарю – всего 11 лет, но он приехал вместе с отцом и внимательно изучал передовой опыт.
Дискуссии о преимуществах разных методов выращивания картофеля были такими острыми, что продолжались и после окончания семинара за столом, где всех участников угостили картошечкой нового урожая. Кстати, ходят слухи, что сейчас в некоторых чебоксарских магазинах продается молодой картофель из Франции по 25 рублей за кило. А “капитоновский” картофель уходит в Москву – существуют договора, и их нужно выполнять. Вот такие гримасы рынка.
 


"Советская Чувашия"
22 июля 2004
00:00
Поделиться
;