Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

М. Игнатьев: За убытки хозяйства должен отвечать председатель

 
В. Савельев, инвалид войны:
- Нельзя ли построить в республике сахарный завод? А то сейчас многие хозяйства везут свеклу на сторону – в Сергач, Ульяновск.
- В свое время в Батыревском районе было начато строительство такого завода. Тогда эта стройка финансировалась из бюджета. Но, к сожалению, ничего не получилось. А сейчас появились инвесторы, убежденные в необходимости сахарного завода в Чувашии и желающие его построить. Один из вариантов – на территории Козловского района, где можно частично использовать базу бывшего свинокомплекса “Тюрлеминский”. Сейчас они изучают техническую сторону этого вопроса: насколько коммуникации позволят разместить завод, каковы возможности очистных сооружений. Что ценно: строиться завод должен без государственных вливаний, только за счет частных инвестиций. А со стороны государства обязательно будет помощь – как по отводу земли, так и по другим возникающим проблемам.
 
В. Иванов, деревня Яныши Чебоксарского района:
- Я всю жизнь работал в системе сельского хозяйства. На мой взгляд, больным остается вопрос с кадрами. Да, на селе многое делается по благоустройству, но это заслуга руководства республики и районных властей. А с руководителями СХПК просто беда. В хозяйствах снижаются урожайность, поголовье скота, закрываются фермы.
- Кадровый вопрос – проблема из проблем. Во всех сельскохозяйственных предприятиях работает лишь 70 процентов руководителей с высшим образованием. В позапрошлом году в республике была принята программа “Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса”, которая поможет вернуть в село выпускников вузов. Действующее законодательство не позволяет здесь особых вольностей, поэтому мы приняли решение о целевой подготовке молодых специалистов. Сейчас в Чувашской сельскохозяйственной академии обучаются 382 таких студента – через год-два они вернутся в родные места. Хотим довести их число до 40 процентов от всех обучающихся. Студент заключает трехстороннее соглашение с работодателем, академией и администрацией района. Муниципальная власть предоставляет в наше министерство информацию о кандидатах, мы этот список рассматриваем и направляем в академию. Конкурс у этой категории студентов особый, и экзамены они сдают на более легких условиях. Мы рассчитываем, что целевая подготовка кадров поможет изменить ситуацию с кадрами в сельскохозяйственном производстве. Определенные надежды возлагаем и на инвесторов, которые активно работают с пищевыми и перерабатывающими предприятиями республики, берут в аренду земли. Они в состоянии за счет собственных средств подготовить для себя квалифицированные кадры. Прежде всего нам не хватает менеджеров, управленцев. Конечно, хороший специалист не будет работать за тысячу рублей в месяц. Ему нужно платить как минимум 5 тысяч рублей. А еще лучше – 10 тысяч. Президент республики поставил перед нами задачу – к 2010 году среднемесячная заработная плата в сельскохозяйственном производстве в среднем должна быть 6 тысяч рублей. А у специалистов – как минимум 10 тысяч рублей, иначе не удастся удержать кадры на селе. Я уверен, что сельское хозяйство станет привлекательным, специалисты пойдут туда, потому что сегодня ведется интенсивная газификация, благоустраивается инфраструктура, появилась возможность по президентским программам построить свой дом.
 
С. Иванова, Урмарский район:
- Наш СХПК “Заря” обанкротился, предыдущий руководитель все распродал: и скотину, и технику. Мы хотим организовать новое общество с ограниченной ответственностью. С чего нам начать? Может, льготы какие-то есть?
- У вас процедура банкротства завершена?
- Еще не закончилась, но несколько человек уже организовали ООО – люди хотят работать.
- Вопрос понятен. Так как ваши земельные паи закреплены за вами, то к ним конкурсный управляющий никакого отношения не имеет. Другая ситуация с имущественными паями – они распродаются для удовлетворения требований кредиторов. Если останется имущество, то вы его можете оформить на себя. Какая поддержка возможна со стороны государства? Как сельхозорганизация, хотя и в форме ООО, вы имеете право пользоваться льготными кредитными ресурсами и всеми видами государственной помощи для сельских товаропроизводителей. Государство будет помогать в приобретении семян, минеральных удобрений, средств защиты растений, племенного скота.
- Но для первых шагов нужны деньги. Хотели картошку посадить, съездили за семенами, а там нам сказали – нужна предоплата.
- Без денег вы ничего не сможете сделать. Но, как юридическое лицо, вы имеете право через администрацию района обратиться к нам в министерство за лимитами на получение льготных кредитных ресурсов. Я приветствую ваше желание, но и с банком вам надо будет поработать.
 
Л. Петров:
- В своем Послании Президент Чувашии сказал о культуре, в том числе в сельскохозяйственном производстве. На ваш взгляд, в чем она должна заключаться?
- Культура сельскохозяйственного производства – понятие многогранное. Возьмем производство зерна. Здесь около трех десятков факторов, влияющих на урожайность. Культура производства на самом деле означает простую, но крайне важную вещь – соблюдение всех агротехнических требований. Если хотя бы один фактор не будет учтен, неминуемо последует снижение урожайности. Почему на одинаковой земле кто-то добивается высоких результатов, а другие ищут причины? Сегодня уже нет права постоянно ссылаться на плохие погодные условия, на дорожающие горюче-смазочные материалы и электроэнергию - мы должны применять самые передовые технологии. А отстающие хозяйства в ряде случаев должны присоединяться к тем, где культура производства гораздо выше. Культура производства во многом зависит от руководителей, агрономов, всех специалистов. Не зря Президент в своем Послании Госсовету затронул тему пьянства и назвал хозяйства, в которых материально поощряется здоровый образ жизни. Это тоже сказывается на культуре производства. А кроме того, речь идет о сохранности семейного бюджета семьи, если хотите, увеличении продолжительности жизни.
 
Н. Скворцов:
- Какой толк в банкротстве сельхозпредприятий? Все имущество растаскивается, земля годами пустует.
- Я согласен с такой постановкой вопроса. На днях я встречался с арбитражными управляющими республики. Да, с одной стороны есть законодательство, которое должно исполняться, в том числе и в плане удовлетворения требований кредиторов. Но в то же время позиция руководства Чувашской Республики такова: мы не должны бездействовать, а обязаны активно вмешиваться, выступая против растаскивания, распродажи имущества во время конкурсного производства по смешным ценам. На птицефабрике “Чебоксарская” нам удалось сохранить имущество, которое никому не дали растащить. И теперь налажено производство яиц, люди вернулись на свои рабочие места, получают заработную плату. Итог - сегодня фабрика в день производит 205 тыс. штук яиц.
 
- Здравствуйте! Я работаю в фирме “Сад”. Какова будет участь садов, находящихся в районе улицы Богдана Хмельницкого?
- Все судебные тяжбы с фирмой “Сад” закончились, сегодня там отрабатываются перспективные проекты. Знаю точно: яблоневые сады будут сохранены. Более того, займутся и обновлением сортов.
- А насчет малины и смородины как?
- Выращивание ягод всегда было выгодным делом. Единственная проблема заключалась в уборке урожая, к которой подключались и горожане. Уверен, если будет выгода в выращивании этих ягод, то плантации сохранятся.
 
В. Мартынов, Порецкий район:
- В одном из своих выступлений вы сказали, что нужно расширять посевные площади под зерновыми. Но в колхозе имени Героя Безрукова практически нет техники, осталось лишь три трактора. На чем пахать и сеять?
- Я имел в виду всю республику, а на территории каждого хозяйствующего субъекта проблемы разные, в том числе и с обеспеченностью техникой, ее изношенностью и т. д. Могу сказать, что в том же Порецком районе есть руководитель СХПК “Никулинский” Леонид Васильев, который дополнительно взял в аренду около 7 тыс. гектаров земли, в том числе и у СХПК имени Безрукова. Я был в прошлом году в этом хозяйстве – у них есть современная техника, которую покупают при государственной поддержке. И он, я не сомневаюсь, будет обрабатывать всю землю.
- Я вас понял. Но какие меры вы, как министр, принимаете к нерадивым руководителям? К тому же Чулкову, который бросил на произвол судьбы СХПК имени Безрукова.
- Ваша боль мне понятна. Но по ныне действующему законодательству министр не назначает и не освобождает руководителей хозяйств. И мы сейчас предлагаем другой путь - инициативу должны проявлять трудовые коллективы. Выбирая своего руководителя, они его нанимают, а за плохое управление можно и нужно снимать с должности. А в договоре при найме обязательно должны быть прописаны обязательства как руководителя, так и хозяйства по оплате труда, созданию условий для работы и т. д. Обязательно предусмотреть и материальную ответственность за неправильное управление хозяйством. При правильно составленном договоре с руководителя можно будет взыскать за причиненные хозяйству убытки личный автомобиль, частный дом и другое имущество. Я, конечно, немного утрирую, но настаиваю на том, что мера ответственности должна быть серьезной.
- Михаил Васильевич, для сведения – сбежавшего Чулкова поставили приставом, чтобы он людей угнетал.
- За информацию спасибо, я попробую вмешаться в эту ситуацию, хотя приставы подчиняются федеральным структурам.
- И второй вопрос. Прошлой осенью на территории Мариинско-Посадского района, которым руководит Юдин, были поля, засеянные люцерной – это около деревни Ураково. Урожай сняли, но не обмолотили, куда семена пропали? Кто-нибудь понес за это наказание?
- В прошлом году в ряде хозяйств такие посевы, к сожалению, остались неубранными. Эти площади можно было раздать частным лицам - они бы урожай в поле не оставили.
- В Порецком районе есть богатые черноземы. И в прошлом году погибло 50 гектаров гречихи, 170 гектаров отборной пшеницы, 60 гектаров ячменя. Разве не обидно?
- Обидно и больно, конечно. Прежде всего на чьей совести все это? В первую голову отвечает за все руководитель хозяйства. Если он не справляется – гнать его надо в шею.
- А глава Владимир Седойкин куда смотрит?
- Безусловно, администрация района не должна оставаться в стороне, ведь экономика муниципального образования, бюджетные поступления зависят в том числе и от сельского хозяйства. Поэтому за подобную бесхозяйственность каждый на своем уровне, от председателя до министра, должен отвечать. Мы, как отраслевое министерство, тоже в ответе. И думаем, что еще можно предпринять в целях недопущения развала на уровне конкретных хозяйств.
 
Петр Иванович, Канаш:
- В прошлом году были определенные проблемы при формировании продовольственного фонда Чувашии. Причем у своего крестьянина зерно закупали по 70 копеек за килограмм, а за пределами республики – по 5-7 рублей. Отчего так?
- В этом году правительством принято постановление, которым предписано создание стабилизационного фонда зерна в количестве 26,5 тыс. тонн. В том числе 20 тыс. тонн продовольственной пшеницы и 6,5 тыс. тонн продовольственной ржи. Средства на эти цели в республиканском бюджете будут предусмотрены, в том числе и на авансирование производства зерна. Стабилизационный фонд позволит сохранять стабильность на зерновом рынке, а следовательно, и в отношении стоимости хлебобулочных изделий. Но, конечно, многое будет зависеть от ситуации, складывающейся в зернопроизводящих регионах России, ведь наша республика на российском зерновом рынке диктовать свои условия не может. По поводу дискриминации в отношении крестьян Чувашии не могу согласиться, потому что закупки идут по рыночным ценам. Другое дело – качество пшеницы. Если она годится на фуражное зерно, то и цена будет ниже. И в этом году зерно будет закупаться по рыночным ценам, которые, как известно всем, выросли. Это позволит поправить положение сельхозтоваропроизводителей. А то ведь до этого цена ржи была одинаковой в течение двух лет – 80 копеек за килограмм, отчего крестьяне стонали и несли убытки.
 
С. Андреев:
- Каковы перспективы развития птицеводства в Чувашии?
- Сегодня в республике работают все крупные фабрики яичного направления. По нашим расчетам, в первом квартале этого года производство яиц в общественном секторе возросло на 35 проц. И оценка на весь текущий год столь же благоприятна. Так что начался процесс вытеснения с рынка республики марийских яиц. Бывало даже, что наши яйца под другой маркой продавали. В целях борьбы с этим явлением птицефабрики обзавелись оборудованием - чтобы ставить на продукцию фирменное клеймо. Сегодня чувашская продукция продается и за пределами республики. С куриным мясом меньше проблем. “Чувашский бройлер” и птицефабрика возле Атлашева произведут в этом году 8,5 тыс. тонн мяса бройлеров. Так что перспективы развития отрасли благоприятные. Но это не значит, что вовсе исчезнут яйца и мясо из других регионов. В рыночных условиях конкуренция только на благо потребителя.
 
М. Львов, п. Урмары:
- У меня предложение к министру. Надо перевести все сельхозпредприятия на трудодни, тогда не будут резать скотину, чтобы выдать зарплату. После войны – я сам работал председателем колхоза – так и было.
- Вопрос интересный и неожиданный. Помню, мои родители рассказывали, как люди работали за трудодни и практически ничего не получали. На заре рыночных реформ некоторые хозяйства пытались перейти на эту систему, но безуспешно. При цивилизованном рынке труд должен оплачиваться. Тем более Трудовой кодекс обязал всех работодателей не более 20 проц. от заработанного выдавать в виде натуральной оплаты. Но если трудовой коллектив сам, добровольно желает перейти на эту систему, от каждого работника должно быть письменное заявление. Заставить перейти на натуроплату на “добровольно-принудительной” основе никто не имеет права.
 
Л. Максимова:
- Каковы механизмы государственной поддержки частного сектора?
- Часто говорится о том, что личные подсобные хозяйства обладают высокой эффективностью - производят 65 проц. от общего объема сельскохозяйственного производства, при этом имея 125 тыс. гектаров земли. Мы провели оценку ситуации, и выяснилось, что еще 320 тыс. гектаров земли общественного сектора используется для нужд частного. Тем не менее частный сектор, хотя здесь нет условий для применения новых технологий, имеет право на жизнь и на государственную поддержку. В прошлом году мы выделили льготные кредиты “Чувашпотребсоюзу” для закупок у частных лиц молока и мяса. В этом году эта практика продолжена: если в 2003 году она началась с 1 июля, то нынче с 1 января. Кроме того, если семья за год продаст не менее 2 тыс. килограммов молока нашим предприятиям молочной промышленности, у нее появляется право получения компенсации на приобретаемую телку. Если сегодня хорошая телка стоит около 16 тыс. рублей, то республиканский бюджет компенсирует семье 8 тыс. рублей. Цель благая – семья с крестьянской жилкой за счет приобретения высокопородистой коровы будет продавать еще больше молока. А для государства разницы нет, где произведено молоко, в частном или общественном секторе.
 
Н. Савушкин:
- Слышал, что какие-то проблемы были с нашим институтом хмелеводства. Вроде бы его пытались закрыть. Чем закончилась история?
- Действительно, в печати прошла заказная статья о том, что правительство и Минсельхоз республики не приняли меры, в итоге институт хмелеводства, единственный в России, ликвидируется. На самом деле мы долго воевали с Россельхозакадемией, которая приняла решение о ликвидации данного института. Во время визита в республику Владимира Путина министр Алексей Гордеев согласился с нашим Президентом, что хмель – это национальная культура. Тогда же была достигнута договоренность о нецелесообразности закрытия института хмелеводства. И хотя ректор Россельхозакадемии подписал приказ о ликвидации института, в конце марта он был вынужден его отменить. Так что институт хмелеводства будет сохранен, но к нему предъявляются новые требования, в том числе надо заняться выведением новых сортов хмеля по просьбам пивзаводов. Теперь там работает другой директор, Анатолий Якимов.


"Советская Чувашия"
20 апреля 2004
00:00
Поделиться