Об основных направлениях бюджетной политики Чувашской Республики на 2007 год
В соответствии со статьей 46 Закона Чувашской Республики «О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике»
п о с т а н о в л я ю:
1. Определить основными направлениями бюджетной политики на 2007 год:
реализацию приоритетных целей и задач, изложенных в Послании Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики 2006 года «Думать по-новому, работать творчески»;
увеличение темпов экономического роста на основе повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и модернизации промышленности, создание равных условий конкуренции и развития малого предпринимательства, улучшение инвестиционного климата и привлечение инвестиций на фондовых рынках путем повышения прозрачности и развития принципов корпоративного управления в организациях всех форм собственности;
эффективную реализацию приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения, жилищном строительстве и сельском хозяйстве, обеспечение софинансирования проектов по указанным направлениям;
достижение роста доходной базы бюджетов всех уровней бюджетной системы Чувашской Республики, укрепление финансовой самостоятельности, повышение результативности бюджетных расходов в результате реализации Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. № 467-р;
дальнейшее улучшение структуры бюджетов всех уровней бюджетной системы Чувашской Республики, сохранение динамики увеличения бюджетной обеспеченности и оптимального соотношения текущих и капитальных расходов, обуславливающих устойчивость бюджетной системы Чувашской Республики;
повышение эффективности деятельности органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления по реализации их полномочий, направленных на наиболее полное удовлетворение спроса граждан на бюджетные услуги, с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально-экономического развития муниципальных образований, обеспечивающих дальнейшее повышение прозрачности бюджетного процесса и качества управления общественными финансами;
совершенствование среднесрочного планирования, ориентированного на результаты, усиление стимулов для главных распорядителей средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Чувашской Республики в оптимизации действующих расходных обязательств, стремлении использовать средства бюджетов в пользу более результативных программ, совершенствование системы индикаторов достижения субъектами бюджетного планирования социальной и экономической эффективности;
оказание действенной методологической и финансовой поддержки муниципальным образованиям при проведении реформы местного самоуправления, обеспечение готовности органов местного самоуправления в полном объеме реализовать переданные им полномочия, эффективное использование средств республиканских фондов финансовой помощи как единой системы, способствующей созданию стимулов для увеличения доходной базы местных бюджетов, обеспечению стабильных условий функционирования муниципальных финансов в целях оказания качественных бюджетных услуг;
развитие механизма нормативного бюджетного финансирования учреждений бюджетной сферы, предусматривающего конкретное описание и стандартизацию предоставляемых услуг, финансирование в зависимости от их объемов;
дальнейшее повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы и размеров социальных трансфертов населению;
достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства в условиях высоких темпов социального развития села, создание при этом соответствующих стимулов для деятельности органов местного самоуправления в получении инвестиций из республиканского бюджета Чувашской Республики;
внедрение в государственную агропродовольственную политику методов бюджетирования, ориентированных на конечные результаты, для обеспечения оптимального соотношения между объемом средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, и эффективностью сельскохозяйственного производства;
ускорение работ по разграничению государственной собственности на землю, завершение государственной регистрации прав на земельные участки, вовлечение их в хозяйственный оборот, регулирование вопросов, связанных с налоговыми и арендными платежами, принятие других мер, повышающих эффективность сельскохозяйственного производства;
совершенствование управления государственным долгом Чувашской Республики, проведение долговой политики, обеспечивающей привлечение дополнительных средств для инфраструктурных инвестиций, в том числе при финансовой поддержке международных финансовых организаций;
внедрение международных стандартов финансовой отчетности, усиление контроля за расходованием бюджетных средств и результативностью управления государственными и муниципальными финансами.
2. Кабинету Министров Чувашской Республики организовать формирование проекта республиканского бюджета Чувашской Республики и прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2007 год и два последующих года, обеспечивающих эффективное выполнение программных целей и задач.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Чувашской Республики Н.Федоров
г. Чебоксары
28 апреля 2006 года
№ 34
Комментарий
первого заместителя Председателя Кабинета Министров
Чувашской Республики – министра финансов
Чувашской Республики Н.В.Смирнова
Чувашия активно использует стимулы в экономическом росте и пополнении доходов бюджетов всех уровней. Рост промышленного производства уже много лет устойчиво опережает среднероссийский уровень (по РФ в 2005 году – 104 процента, по Чувашии - 106,3 процента). Собственные доходы республики увеличиваются большими темпами, чем безвозмездные поступления из федерального бюджета. Значительное увеличение сумм налогов на доходы физических лиц и налогов на совокупный доход свидетельствует о соответствующем росте денежных доходов населения и возрастающем практическом значении развития малого предпринимательства.
Выше средних по стране сложились среднегодовые темпы роста объема консолидированного бюджета Чувашской Республики. По Чувашии это почти 33 процента, по стране - 22 процента. Следовательно, бюджетная обеспеченность в Чувашии росла более быстрыми темпами, что позволяла больше вкладывать в конкретного человека через увеличение финансирования в социально-культурную сферу. За последние пять лет доля финансирования образования в бюджете возросла с 20,1 до 23,7 процента, культуры – с 2,4 до 3,6 процента, здравоохранения и спорта – с 10,3 до 16,8 процента. В целом в бюджете республики удельный вес расходов в социально-культурную сферу возрос с 45,8 до 56,2 процента.
Последовательно реализуется политика Президента Чувашии по увеличению оплаты труда работников бюджетной сферы. Расходы на заработную плату в консолидированном бюджете Чувашской Республики за 2001-2005 годы возросли в 5,1 раза. Это намного выше роста потребительских цен (в 2,8 раза).
У Чувашии высокий уровень инвестиционной привлекательности, что позволяет проводить эффективную долговую политику через мобилизацию инвестиционных ресурсов на финансовых рынках. В последние годы на фондовой бирже размещено государственных ценных бумаг Чувашской Республики на 1,5 млрд. рублей, на текущий год запланирована эмиссия еще на 1 млрд. рублей.
Налаженная система управления государственным долгом обеспечивает надежность и кредитоспособность перед инвесторами. Согласно международной шкале, используемой рейтинговым агентством Moody"s, кредитный рейтинг Чувашии характеризуется очень высокой кредитоспособностью. Это результат проведения ответственной бюджетной политики и воплощения в практику жестких бюджетных ограничений, как законодательных, так и добровольных.
Обеспечение высоких темпов экономического роста и увеличение собственной доходной базы Президент Н.В.Федоров определил в качестве ключевой задачи. Реализация Указа Президента «О мерах по созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики Чувашской Республики» должна повысить прозрачность и улучшить корпоративное управление на предприятиях, что должно послужить более активному привлечению инвестиций на фондовых рынках.
Важным направлением в работе Кабинета Министров стала реализация на территории Чувашской Республики приоритетных национальных проектов, что при наличии достаточно прочной стартовой площадки и хорошей организации работы даст колоссальный эффект для экономики и социальной сферы. В этих целях уже в текущем году в республиканском бюджете предусмотрен дополнительный объем поддержки проектов на сумму 981 млн. рублей.
Очень важно продолжить работу по реформированию управления бюджетными расходами с использованием принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Повышение ответственности и расширение самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров должно распространяться на все направления бюджетных расходов, а оценка результативности использования бюджетных средств должна осуществляться после каждой бюджетной программы. Особое внимание необходимо уделить совершенствованию системы реальных и объективных индикаторов достижения субъектами бюджетного планирования поставленных целей и решения определенных задач.
В этом плане в отрасли здравоохранения предполагается внедрить, а в других бюджетных сферах развить механизм нормативного бюджетного финансирования с тем, чтобы финансирование напрямую зависело от объема предоставленных услуг.
Президентом Чувашской Республики принято решение применить новый закон о местном самоуправлении в полном объеме уже с 2006 года, несмотря на разные отсрочки на федеральном уровне. В целях лучшей координации органов государственной власти и местного самоуправления принят Указ «О мерах по развитию местного самоуправления», что предопределило высокую готовность муниципальных образований для реализации своих полномочий.
Принят закон по вопросам межбюджетных отношений с муниципальными образованиями, сформированных по единой формуле. Образован ряд фондов помощи для муниципальных образований, у которых еще недостаточна собственная доходная база для реализации полномочий. Но как отметил Президент в своем Послании Госсовету: «все должны стремиться к такому положению, когда местное самоуправление осуществляет свои полномочия в основном за счет собственных доходов. Мы будем требовать этого и финансово стимулировать глав, способных обеспечить это». Поэтому от качества налогового стимулирования и администрирования напрямую будет зависеть благополучие конкретного поселения.
Муниципальные образования со слабой доходной базой в основном находятся в сельской местности. При этом, осуществляя масштабные многомиллиардные капитальные вложения из республиканского бюджета в социальное развитие села, мы не всегда видим отдачу от сельскохозяйственного производства. Поэтому и инвестиционные ресурсы на развитие инфраструктуры в дальнейшем будут распределяться между районами, городами, поселениями в зависимости от эффективности хозяйствования на селе. Большим богатством на селе являются земельные ресурсы. Федеральные власти наконец-то вносят поправки в земельное законодательство, предусматривающие упрощение порядка разграничения государственной собственности на землю. Эту работу необходимо провести быстро и качественно, ибо только реальный собственник может эффективно использовать свой надел, извлекая выгоду не только для себя, но и для местного бюджета, реально способствовать развитию земельного рынка и, в конечном итоге, эффективности сельскохозяйственного производства.
Планируется дальнейшее повышение заработной платы работников бюджетной сферы. В 2006 году такое решение будет приниматься в два этапа, с 1 мая и с 1 сентября. И на следующий год Президент республики ставит задачу повышения заработной платы в качестве приоритетной.
Планируется сохранение достигнутых высоких темпов развития общественной инфраструктуры и строительства жилья.
Реализация бюджетной политики, объявленной Президентом республики, позволит увеличить экономический потенциал Чувашии, создаст новые возможности для привлечения инвестиций и эффективного решения социальных вопросов.